Судья Некрасова Н.С. Дело № 33-1767/2021
№ 2-1-465/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2021 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Курлаевой Л.И., Второвой Н.Н.,
при секретаре Фоминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бычкова Г.Г, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории Российской Федерации в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой, выслушав объявления лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поданные возражения, судебная коллегия
установила:
Бычков Г.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области, пенсионный орган) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории Российской Федерации в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что с <дата> до <дата>, и с <дата> по 13 февраля он проживал в <адрес>, с <дата> по настоящее время проживает в <адрес>
В связи с постоянным проживанием в названных населенных пунктах он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем ему было отказано ввиду отсутствия оснований для суммирования периодов проживания в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Не согласившись с данным отказом, Бычков Г.Г. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на четыре года, а также возложить на ответчика обязанность назначить и производить ему выплату пенсии с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на невозможность снижения возраста выхода истца на пенсию за счет суммарной продолжительности проживания его на территории нескольких зон радиоактивного загрязнения, поскольку суммируются только дополнительные величины снижения пенсионного возраста, и только в случае, если границы зон населенного пункта изменились в период, когда гражданин проживал или работал в данном населенном пункте. Полагает, что на истца правило по суммированию величин снижения пенсионного возраста не распространяется в связи с тем, что статус населенных пунктов в период проживания там истца не менялся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бычков Г.Г., <дата> года рождения, с <дата> по <дата> был зарегистрирован и проживал по <адрес>. С <дата> и по настоящее время проживает и зарегистрирован по <адрес>
То обстоятельство, что в <адрес> истец проживал и был зарегистрирован с рождения и по состоянию на <дата>г. документально подтверждено справкой <...> № от <дата> и домовой книгой.
Согласно справке администрации <...> № от <дата>г. и домовой книге истец с <дата> по настоящее время зарегистрирован и проживает по <адрес>
Обращаясь в суд с иском, Бычков Г.Г. полагал, что с учетом первоначальной величины снижения пенсионного возраста и суммарной продолжительности периодов его проживания в указанных населенных пунктах, подтвержденных регистрацией, он имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 4 года.
Ответчик, не оспаривая факта проживания истца в вышеуказанные периоды на территории <адрес> и <адрес> полагал не подлежащими суммированию периоды проживания истца в данных населенных пунктах, в различные периоды времени.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности уменьшения общеустановленного пенсионного возраста на четыре года, возложив на ответчика обязанность назначить и выплачивать истцу пенсию с момента его обращения к ответчику за назначением таковой, поскольку на дату такого обращения у истца уже возникло соответствующее право.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В силу статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном « пенсионном » обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10)
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности «пенсионного» обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33).
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение «возраста» выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Данным Законом предусмотрено, что при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору (часть 2 статьи 3).
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория <адрес> с <дата> до <дата> относилась к зоне проживания с правом на отселение, а с <дата> по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, на основании указанных актов территория <адрес> отнесена с <дата> по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, приведенными выше законоположениями в их взаимосвязи не предусмотрен запрет на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки по различным основаниям, установленным законодателем. Напротив, соответствующий вред возмещается и меры социальной поддержки предоставляются по всем имеющимся основаниям. Проживание в разные периоды времени в разных зонах радиоактивного загрязнения нельзя отнести к одинаковым основаниям реализации соответствующих прав.
Как отмечено выше, факт постоянного проживания Бычкова Г.Г. в различных населенных пунктах в зонах радиоактивного загрязнения в периоды по состоянию на <дата> и по <дата> в <адрес>, с <дата> и по настоящее время – в <адрес> подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Давая пояснения суду апелляционной инстанции, представитель ответчика Фомина Е.В. не оспаривала достаточности и достоверности, подтверждающих указанные периоды проживания доказательств, настаивая лишь на недопустимости суммирования льгот, обусловленных данными периодами проживания на загрязненной территории.
Учитывая приведенные выше нормы права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия выводы обжалуемого решения, основанные на уменьшении общеустановленного пенсионного возраста истцу с учетом периодов его проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, находит законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части – несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не является.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Некрасова Н.С. Дело № 33-1767/2021
№ 2-1-465/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2021 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Курлаевой Л.И., Второвой Н.Н.,
при секретаре Фоминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бычкова Г.Г, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории Российской Федерации в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой, выслушав объявления лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поданные возражения, судебная коллегия
установила:
Бычков Г.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области, пенсионный орган) о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории Российской Федерации в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что с <дата> до <дата>, и с <дата> по 13 февраля он проживал в <адрес>, с <дата> по настоящее время проживает в <адрес>
В связи с постоянным проживанием в названных населенных пунктах он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем ему было отказано ввиду отсутствия оснований для суммирования периодов проживания в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Не согласившись с данным отказом, Бычков Г.Г. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на четыре года, а также возложить на ответчика обязанность назначить и производить ему выплату пенсии с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на невозможность снижения возраста выхода истца на пенсию за счет суммарной продолжительности проживания его на территории нескольких зон радиоактивного загрязнения, поскольку суммируются только дополнительные величины снижения пенсионного возраста, и только в случае, если границы зон населенного пункта изменились в период, когда гражданин проживал или работал в данном населенном пункте. Полагает, что на истца правило по суммированию величин снижения пенсионного возраста не распространяется в связи с тем, что статус населенных пунктов в период проживания там истца не менялся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бычков Г.Г., <дата> года рождения, с <дата> по <дата> был зарегистрирован и проживал по <адрес>. С <дата> и по настоящее время проживает и зарегистрирован по <адрес>
То обстоятельство, что в <адрес> истец проживал и был зарегистрирован с рождения и по состоянию на <дата>г. документально подтверждено справкой <...> № от <дата> и домовой книгой.
Согласно справке администрации <...> № от <дата>г. и домовой книге истец с <дата> по настоящее время зарегистрирован и проживает по <адрес>
Обращаясь в суд с иском, Бычков Г.Г. полагал, что с учетом первоначальной величины снижения пенсионного возраста и суммарной продолжительности периодов его проживания в указанных населенных пунктах, подтвержденных регистрацией, он имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 4 года.
Ответчик, не оспаривая факта проживания истца в вышеуказанные периоды на территории <адрес> и <адрес> полагал не подлежащими суммированию периоды проживания истца в данных населенных пунктах, в различные периоды времени.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности уменьшения общеустановленного пенсионного возраста на четыре года, возложив на ответчика обязанность назначить и выплачивать истцу пенсию с момента его обращения к ответчику за назначением таковой, поскольку на дату такого обращения у истца уже возникло соответствующее право.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В силу статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном « пенсионном » обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10)
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности «пенсионного» обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33).
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение «возраста» выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Данным Законом предусмотрено, что при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору (часть 2 статьи 3).
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория <адрес> с <дата> до <дата> относилась к зоне проживания с правом на отселение, а с <дата> по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, на основании указанных актов территория <адрес> отнесена с <дата> по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, приведенными выше законоположениями в их взаимосвязи не предусмотрен запрет на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки по различным основаниям, установленным законодателем. Напротив, соответствующий вред возмещается и меры социальной поддержки предоставляются по всем имеющимся основаниям. Проживание в разные периоды времени в разных зонах радиоактивного загрязнения нельзя отнести к одинаковым основаниям реализации соответствующих прав.
Как отмечено выше, факт постоянного проживания Бычкова Г.Г. в различных населенных пунктах в зонах радиоактивного загрязнения в периоды по состоянию на <дата> и по <дата> в <адрес>, с <дата> и по настоящее время – в <адрес> подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Давая пояснения суду апелляционной инстанции, представитель ответчика Фомина Е.В. не оспаривала достаточности и достоверности, подтверждающих указанные периоды проживания доказательств, настаивая лишь на недопустимости суммирования льгот, обусловленных данными периодами проживания на загрязненной территории.
Учитывая приведенные выше нормы права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия выводы обжалуемого решения, основанные на уменьшении общеустановленного пенсионного возраста истцу с учетом периодов его проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, находит законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части – несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не является.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 27 апреля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи