№ 2-2680\13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2013 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Махатиловой П.А., с участием прокурора ФИО5, адвоката ФИО12 представителей ответчиков: Правительства РД ФИО13, Министерства промышленности и энергетики РД ФИО7, при секретаре ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству промышленности и энергетики РД, Правительству РД о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству промышленности и энергетики РД, Правительству РД о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов указывая, что приказом Министра промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-К он был назначен на должность заместителя министра промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан. Служебный контракт о замещении должности государственной гражданской службы с ним был заключен на неопределенный срок.
За время работы нареканий и замечаний по трудовой и исполнительской дисциплине не имел, так как должностные обязанности по занимаемой должности исполнял надлежащим образом.
Согласно приказа Министерства промышленности и энергетики Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-К он освобожден от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Увольнение полагает незаконным поскольку, в п.21 служебного контракта заключенного с ним министром промышленности, энергетики и связи РД ДД.ММ.ГГГГ указано, что служебный контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Дагестан о государственной гражданской службе Республики Дагестан.
В приказе об увольнении не указано, по какому из предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе либо трудовым законодательством основанию он освобожден от занимаемой должности.
Внесенная в трудовую книжку запись также не содержит указания на основания увольнения, что противоречит Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденным постановлением Правительства РФ отДД.ММ.ГГГГ №.
Просит взыскать также заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в сумме 50 тыс. руб. и возмещение расходов на услуги представителя в сумме 15 тыс. руб.
В судебном заседании представитель ФИО6 по доверенности ФИО12 иск по изложенным основаниям поддержала, уточнила исковые требования и просила восстановить ФИО2 в должности заместителя министра реорганизованного Министерства промышленности и энергетики РД.
Представитель Министерства промышленности и энергетики РД по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 иск ФИО8 не признал, в его удовлетворении просил отказать и пояснил, что Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан.
В своей деятельности Министерство руководствуется законодательством и Положением о Министерстве промышленности и энергетики Республики Дагестан утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.
В пункте 3.2. раздела 3 указанно, что Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Дагестан.
Данный пункт прописан в Положении на основании абзаца 5, ст. 11, главы 3 закона Республики Дагестан «О Правительстве Республики Дагестан», в котором указанно, что «Правительство Республики Дагестан назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, заместителей руководителей иных органов исполнительной власти Республики Дагестан, находящихся в ведении Правительства Республики Дагестан, руководителей органов исполнительней власти Республики Дагестан, находящихся в ведении министерств, по представлению министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Республики Дагестан, утверждает членов коллегий министерств и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан».
Правительство Республики Дагестан осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, ФИО3 Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, ФИО3 и распоряжений ФИО4 Республики Дагестан.
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан формируется ФИО4 Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан.
Председатель Правительства Республики Дагестан вносит на рассмотрение ФИО4 Республики Дагестан предложения о составе Правительства Республики Дагестан, внесении в него изменений.
В статье 90 главы 6 Конституции Республики Дагестан указанно, что Правительство Республики Дагестан издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, ФИО3 Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан и ФИО3 Республики Дагестан. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в <адрес>».
Министерству было направленно постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об ФИО2, в котором, Правительство Республики Дагестан постановляет освободить ФИО2 от должности заместителя министра промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
Министерство в свою очередь во исполнение указанного постановления Правительства Республики Дагестан издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ № - К «О ФИО9 и ФИО2
Своевременно ознакомить ФИО2 с приказом об увольнении не представлялось возможным в виду того, что он после получения министерством постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об ФИО2 отсутствовал на рабочем месте, что подтверждается табелем учета рабочего времени.
Представитель Правительства РД по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 иск ФИО2 не признала, в его удовлетворении просила отказать и пояснила, что Законом Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Конституцией Республики Дагестан регулируются правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Республики Дагестан, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего Республики Дагестан.
В соответствии с разделом 8 Реестра должностей государственной гражданской службы, ФИО3 РД от ДД.ММ.ГГГГ №, должность заместителя министра отнесена к должностям категории «руководители».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов республиканских органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаются на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители".
Аналогичная норма содержится в п. 1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Пунктом 1 ФИО3 РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке назначения руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, замещающих должности гражданской службы, и заместителей руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан» установлено, что руководители органов исполнительной власти Республики Дагестан, замещающие должности гражданской службы, и заместители руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан назначаются на должность на условиях срочного служебного контракта на срок, определенный по соглашению сторон в соответствии с законодательством.
В связи с этим доводы истца, о том, что служебный контракт заключен с ним на неопределенный срок и не мог быть расторгнут досрочно, является несостоятельными, так как изначально названный контракт, заключенный между работодателем и истцом, противоречил закону.
В силу статьи 12 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым не подлежит применению судом как противоречащие закону
С принятием ФИО3 РД от ДД.ММ.ГГГГ №, которым объявлено об отставке Правительства Республики Дагестан государственная гражданская служба заместителя министра промышленности и энергетики РД ФИО2 подлежала прекращению.
ФИО3 РД от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с принятием которого служебный контракт, заключенный между представителем нанимателя и истцом подлежал расторжению, официально опубликован в газете «Дагестанская правда» и печатном издании «Собрание законодательства Республики Дагестан», содержание данного ФИО3 является общеизвестным и необходимости в дополнительном письменном извещении ФИО2 о расторжении служебного контракта не имелась.
Кроме того, Министерству промышленности и энергетики РД было направлено постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении ФИО2 с занимаемой должности» с которым мог ознакомиться истец.
В соответствии с п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.
Уточнила, что ФИО2 уволен в связи с и стечением срока действия срочного служебного контракта и таковая формулировка оснований увольнения должна быть указана в приказе о его увольнении.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск ФИО2 подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела суд признает иск ФИО2 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом министра промышленности, энергетики и связи Р<адрес>-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен на должность заместителя министра промышленности, энергетики и связи РД.ДД.ММ.ГГГГ Министром промышленности, энергетики и связи РД на основании Положения о Министерстве промышленности, энергетики и связи РД с ФИО2 заключен служебный контракт по должности заместитель министра с исполнением служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ и сроком действия служебного контракта на неопределенный срок.
ФИО3 временно исполняющего обязанности ФИО4 РД от ДД.ММ.ГГГГ № объявлено об отставке Правительства РД.
ФИО3 РД от ДД.ММ.ГГГГ № « О структуре органов исполнительной власти РД» Министерство промышленности, энергетики и связи РД переименовано в Министерство промышленности и энергетики РД.
Постановлением Председателя Правительства Р<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 освобожден от должности заместителя министра промышленности, энергетики и связи РД.
Приказом и.о. Министра промышленности и энергетики РД \ Минпромэнерго РД \ №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 освобожден от должности заместителя министра промышленности, энергетики и связи РД с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №,69.
Трудовые правоотношения, возникшие между сторонами регулируются Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", и Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № « О государственной гражданской службе РД»
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2 \ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №\, исходя из статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 25 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" N 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт, на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
Аналогичная норма содержится в ст. 25 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № « О государственной гражданской службе РД»
В соответствии с разделом 8 Реестра должностей государственной гражданской службы. ФИО3 РД от ДД.ММ.ГГГГ № должность заместителя министра отнесена к должностям категории «руководители».
Представитель Правительства РД в судебном заседании пояснила, что ФИО2 уволен в связи с истечением срока действия служебного контракта и в соответствии со ст. 394 ТК РФ просила привести формулировку причины увольнения в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе и определить причиной увольнения истца истечение срока действия срочного служебного контракта.
Между тем, из заключенной с истцом служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он заключен на неопределенный срок
Ст. 27 Закона Р<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
Установлено, что наниматель в период действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ инициативу в изменении условий контракта и заключении контракта на определенный срок не проявлял в связи с чем у суда отсутствуют основания для вывода о заключении с ФИО2 срочного служебного контракта и об истечении срока его действия.
Согласно п. «б» ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ \ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе РФ» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по соглашению сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона); с вязи с истечением срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона); по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона); по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона); в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона); в связи с отказом гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона); отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона); при нарушении установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона); при выходе гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона); несоблюдении ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; нарушении запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона; при отказе гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 настоящего Федерального закона).
В судебном заседании не установлено наличие ни одного из указанных оснований для расторжения служебного контракта, заключенного с ФИО2 в связи с чем он подлежит восстановлению в занимаемой должности со дня увольнения.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ главного бухгалтера Минпромэнерго РД следует, что среднемесячная заработная плата ФИО2 составляет 46453 руб.
Подлежащая взысканию заработная плата за период вынужденного прогула составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 116132 руб.
Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Разрешая вопрос о взыскании компенсации морального вреда, суд, с учетом степени вины ответчика и степени перенесенных истцом нравственных страданий, счел возможным удовлетворить данные требования в размере 5000 руб., считая ее разумной и справедливой.
Требование истца о возмещении расходов на услуги представителя в сумме 15 тыс. руб. также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Амирханова Абдулпатаха Гаджиевича удовлетворить.
Восстановить Амирханова Абдулпатаха Гаджиевича в должности заместителя министра промышленности и энергетики Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Амирханова Абдулпатаха Гаджиевича заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Махатилова П.А.