Дело № 2-3194/2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2014 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Холиковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Л.Ю. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Правительству Калининградской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Николаева Л.Ю. обратилась в суд к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Правительству Калининградской области с требованиями о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ, повторно в ДД.ММ.ГГГГ, обращалась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с целью получения звания «Ветеран труда», представив для этого все необходимые документы. Однако в присвоении ей такого звания было отказано. Указанное обстоятельство явилось поводом для неоднократных обращений в различные органы исполнительной власти, что также не привело к положительному результату. В ДД.ММ.ГГГГ она (Николаева Л.Ю.) была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий ответчиком и присвоении ей звания «Ветеран труда». Такое ее исковое заявление было удовлетворено, о чем ДД.ММ.ГГГГ состоялось решение суда. Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было присвоено звание «Ветеран труда». Полагает, что по вине ответчиков она недополучила ежемесячную денежную выплату за звание «Ветеран труда», начиная с момента ее первого обращения за назначением звания в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего за два года, в размере <данные изъяты> рублей. Также просила возместить ей компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за причиненные ей нравственные страдания от незаконных действий ответчиков, взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Впоследствии Николаева Л.Ю. свои исковые требования дополнила, просила суд также признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» с момента первичного обращения с ним, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчиков в ее пользу стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в размере <данные изъяты> рублей, которую ей не предоставили в течение двух с половиной лет.
Николаева Л.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Ответчики ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области, будучи извещенными о слушании дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Ранее от ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в суд поступил отзыв на заявленные исковые требования, в котором указано на несогласие с таковыми.
Министерство социальной политики Калининградской области в своем отзыве на требования Николаевой Л.Ю. также указывает на их необоснованность. Ссылаются на то, что мера социальной поддержки как «Ветерану труда» была назначена истице в установленные законом сроки. Настаивают, что оснований для компенсации морального вреда в рассматриваемой ситуации также не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Так, установлено, что решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования Николаевой Л.Ю. Признан незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области в присвоении Николаевой Л.Ю. звания «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области возложена обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу принять решение о присвоении Николаевой Л.Ю. звания «Ветеран труда» (л.д. 44-46).
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом было установлено, что Николаева Л.Ю. обращалась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в чем последней было отказано по причине того, что представленные ею документы в подтверждение факта награждения за заслуги в труде, не соответствовали установленному в Калининградской области порядку присвоения звания «Ветеран труда», о чем ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики Калининградской области было направлено соответствующее разъяснительное письмо.
Вышеназванное решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" Министерство социальной политики Калининградской области в течение 30 дней с момента поступления из Центра заключения и списка граждан, представляемых или не представляемых к присвоению звания "Ветеран труда", проверяет и рассматривает данные документы, по результатам рассмотрения готовит проект постановления Правительства Калининградской области о присвоении либо об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и направляет данный проект постановления на согласование в Правительство Калининградской области.
В силу пункта 5 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" принимается постановлением Правительства Калининградской области в соответствии с Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года №32.
Согласно положениям вышеназванного Регламента Правительства Калининградской области, срок подготовки правового акта от даты начала визирования до его подписания Губернатором или принятия решения о рассмотрении на заседании правительства не должен превышать 25 рабочих дней.
Звание «Ветеран труда» было присвоено Николаевой Л.Ю. Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, соответствующее удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 28 постановлением Правительства Калининградской области от 08 мая 2009 года № 282 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан» ежемесячная денежная выплата назначается гражданам с месяца обращения за ней. Месяцем обращения считается месяц подачи заявления о назначении выплаты со всеми необходимым документами.
Как установлено судом и не оспаривалось в судебном заседании истицей Николаевой Л.Ю., последняя обратилась за назначением ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда ДД.ММ.ГГГГ, предоставив необходимый пакет документов. Ежемесячная денежная выплата как ветерану труда назначена и выплачивается Николаевой Л.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеприведенный порядок присвоения звания «Ветеран труда» и установленные законодательством для этого порядок и сроки, суд не усматривает оснований для признания за Николаевой Л.Ю. права на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ, а также для возложения на ответчиков обязанности выплатить истице ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Что касается заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, то они также удовлетворены быть не могут по следующим основаниям.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с абз. 2 ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности). В иных случаях (например, если вред причинен имущественным правам гражданина) моральный вред компенсируется лишь постольку, поскольку это будет прямо предусмотрено нормами того или иного федерального закона.
Согласно ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 указанной статьи моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Данные случаи перечислены в нормативных актах.
Согласно Постановлению пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Таким образом, законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В этой связи исковые требования Николаевой Л.Ю. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены быть не могут, поскольку в рассматриваемой ситуации восстановление нарушенного права направлено на защиту имущественных интересов последней. По данному виду правоотношений законом не предусмотрена возможность взыскания денежной компенсации морального вреда.
При этом суд исходит из того, что сам по себе факт того, что истица посещала врачей специалистов, а также сделанные врачами записи в медицинской карте не свидетельствуют о наличии прямой причинно-следственной связи между действиями ответчиков и состоянием здоровья истца.
Не подлежат удовлетворению и требования Николаевой Л.Ю. о взыскании с ответчиков в ее пользу компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение.
Так, установлено, что после получения удостоверения «Ветеран труда» ДД.ММ.ГГГГ Николаева Л.Ю. впервые обратилась в ОГКУ Калининградской области» с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Статья 6.3 данного Федерального закона предусматривает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Вместе с тем, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Однако, в соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Как установлено судом и не оспаривалось истицей, с заявлением об отказе от набора социальных услуг в части получения путевки на санаторно-курортное лечение она не обращалась.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание, что заявленные истицей в рамках настоящее спора требования судом признаны необоснованными, а также учитывая, что последней не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих несение материальных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, суд не усматривает оснований и для возложения на ответчиков обязанности по возмещению Николаевой Л.Ю. таких судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевой Л.Ю. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Правительству Калининградской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2014 года.
Судья Ю.С. Никифорова
.
.