Судья - Попова Л.А.
Судья - Спиридонов Е.В.
44а-408-2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 17 июня 2014 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев надзорную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Краснокамская городская больница» на постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 15.04.2014 и решение судьи Пермского краевого суда от 05.05.2014, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Краснокамская городская больница», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 15.04.2014, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 05.05.2014, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Краснокамская городская больница» (далее - ГБУЗ «Краснокамская горбольница») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей (л.д. 138-146,164-168).
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 -30.14 КоАП РФ, ГБУЗ «Краснокамская горбольница» просит изменить состоявшиеся в отношении него судебные постановления по делу об административном правонарушении, переквалифицировав действия с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Жалоба принята к производству и истребовано дело об административном правонарушении 16.05.2014, дело поступило 28.05.2014.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами надзорной жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В примечании к данной статье указывается, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «р», «т» - «у», «х» и «ц» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Частью 11 статьи 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ «Краснокамская горбольница» вменяется в вину выявленное в ходе проверки, проведенной 23 января-04 февраля 2014 года по адресам: ****, ул. ****, ул. ****, ул****, осуществление деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований в части подпунктов «е», «т» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085:
1. Журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ведутся с нарушениями.
- в журналах регистрации не указываются названия наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным
Постановлением правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее - Перечень), так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ, под которыми они получены юридическим лицом. В журнале аптеки Учреждения (ул. ****) ведется учет диазепам раствор 05%-2,0 амп. (III Список Перечня), который поступал в аптеку под торговыми названиями «Реланиум» и «Релиум».
- допускается регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не по каждому наименованию наркотического средства и психотропного вещества:
- в отделении анестезиологии-реанимации (ул. ****, помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ № 50 на втором этаже по требованию № 8 от 16.01.2014 года получен «реланиум» 05%-2,0 - 15 (пятнадцать) ампул серии ** и серии **, что подтверждает получение «релиума» и «реланиума», так как в аптеку ГБУЗ ПК «КГБ» получен «релиум» 0,5 %-2,0 серии 051012, а «реланиум» серии **;
в отделении скорой медицинской помощи в Журналах учитывается психотропное вещество «Реланиум 0,5% 2мл» вместе с психотропным веществом «Релиум 0,5% 2мл»;
- бригада №** (врач Л.) согласно книжного остатка «реланиума» 3 ампулы, фактически в наличии «реланиума» 0,5% 2мл с. ** и с. ** - 2 (две) ампулы и «релиума» 0,5% 2мл с. 051012 - 1 (одна) ампула; бригада №2 (врач Б.) согласно книжного остатка «реланиума» 2 ампулы, фактически в наличии «реланиума» 0,5% 2мл с. ** - 1 (одна) ампула и «релиума» 0,5% 2мл С. ** - 1 (одна) ампула; бригада № 5 (фельдшер П.) согласно книжного остатка «реланиума» 2 ампулы, фактически в наличии «реланиума» 0,5% 2мл с. ** -1 (одна) ампула и «релиума» 0,5% 2мл с. ** -1 (одна) ампула;
- в акушерском отделении (ул. ****, помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ № 93 на четвертом этаже), согласно книжному остатку «реланиума» 10 ампул, фактически в наличии «реланиума» 0,5% 2мл с. ** - 5 (пять) ампул и «релиума» 0,5% 2мл с. 051012 - 5 (пять) ампул;.
- не достоверны записи в Журналах регистрации старшего фельдшера скорой медицинской помощи (ул. ****, помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ № 49 на втором этаже) по требованию-накладной №15 от 16.01.2014 года на «реланиум» 10 мг-2,0 1 (одна) ампула отпущена 1 (одна) ампула «морфина» 1%-1,0;
- в Журнал регистрации отделения анестезиологии - реанимации (ул. ****, помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ № 50 на втором этаже) внесена запись от 22.01.2014 года №122, подтверждающая расход «фентанила» 0,005% -2,0 на К. 1 ампула и 1 ампула запись № 125 от 22.01.2014года, запись в Журнал сделана на основании копии листа врачебных назначений наркотических средств и психотропных веществ, согласно которого «фентанил» 0,005% -2,0 использован в 15.30 количестве 2 (две) ампулы - нарушены п.1, п.3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 8. п. 10 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644; ст. 39 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; п.п. «т» п. 5 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085);
2. На момент проверки отсутствует необходимое холодильное оборудование в помещениях 3 категории для хранения наркотических средств и психотропных веществ:
- в помещении 3 категории для хранения наркотических средств и психотропных веществ № 49 на втором этаже 5 этажного здания терапевтического корпуса (ул. ****) при температуре + 21,8 С (гигрометр ВИТ-1 заводской номер Д 315, поверен во 2 квартале 2013 года) хранятся в сейфах:
- в отделении скорой медицинской помощи («морфин» 1%-1,0- 3 (три) ампулы серии ** производства ФГУП «***» с указанием производителя «Хранить при температуре не выше +20С»),
- в общетерапевтическом отделении («фенобарбитал» 0,1-7 таблеток серия **, производитель ООО «***» с указанием производителя «Хранить в прохладном месте» (режим хранения +8С+15С»),
- в ПСО кардиологии («морфин» 1%-1,0- 3 (три) ампулы серии ** производства ФГУП «***» с указанием производителя «Хранить при температуре не выше +20С»),
- в ПСО неврологии («морфин» 1%-1,0- 4 (четыре) ампулы "серии 51212 производства ФГУП «***» с указанием производителя «Хранить при температуре не выше +20С», «фенобарбитал» 0,1 - 26 таблеток, серии 10210 производитель ФГУП «***» с указанием производителя «Хранить в прохладном месте» (режим хранения +8С+15С»).
Согласно карты учета температуры в январе 2014 года вышеуказанные препараты хранились при температуре от +21 до +22С - нарушены: п. 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 № 397н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами"; п.3, п.32, п.42, п. 65 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»; п. 3 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; ст. 20 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; п.п. «е» п. 5 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1085.
Вышеприведённые обстоятельства подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом №** об административном правонарушении от 11.02.2014 (л.д. 5-8), актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 04.02.2014 с приложением (л.д. 15-72), объяснениями юридического лица (л.д. 85-86).
Таким образом, судья Краснокамского городского суда Пермского края правомерно признал ГБУЗ «Краснокамская горбольница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в надзорной жалобе, не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
Доводы, аналогичные изложенным в поступившей в Пермский краевой суд жалобе, были предметом проверки Пермского краевого суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Так в жалобе указывается об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что невыполнение требований пп.пп. «е» и «т» п. 5 Положения о лицензировании повлекло наступление последствий, установленных в ч. 1 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу не указано в чём заключается существенная угроза охраняемым отношениям в области охраны здоровья населения, в связи с чем судья Пермского краевого суда, делая такой вывод, вышел за пределы инкриминируемого деяния и нарушил право на защиту. Кроме того, угроза охраняемым отношениям в области охраны здоровья населения как основание для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ не перечислена в ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». На основании изложенного заявитель считает, что действия ГБУЗ «Краснокамская горбольница» должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и в связи с отсутствием обстоятельств отягчающих административную ответственность, совершение правонарушения впервые, возможностью назначения наказания в виде административного предупреждения.
Приведённые в жалобе доводы не могут повлечь переквалификацию действий ГБУЗ «Краснокамская горбольница» с ч. 3 на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку отсутствие в протоколе фразы соответствующей формулировке, указанной в ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» как возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, при наличии события правонарушения, виновных действий юридического лица, выразившиеся в нарушении температурных условий хранения наркотических средств и психотропных веществ, а также в ведении соответствующих журналов с нарушениями, не свидетельствует об отсутствии возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Кроме того, в протоколе приведены все обстоятельства совершения административного правонарушения, а также квалификация деяния в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол составлен в присутствии представителя ГБУЗ «Краснокамская горбольница», в судебном заседании также принимал участие представитель, который давал пояснения и заявлял ходатайства, представлял доказательства, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что при рассмотрении дела было нарушено право юридического лица на защиту.
Вывод в решении судьи Пермского краевого суда о том, что указанные обстоятельства обоснованно расценены судьёй городского суда как создающие угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны здоровья населения, является правомерным, соответствующим установленным обстоятельствам по делу, имеющимся в деле доказательствам, основан на вышеприведённых положениях Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства о лицензировании.
Постановление о привлечении ГБУЗ «Краснокамская горбольница» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ГБУЗ «Краснокамская горбольница» с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 названного Кодекса.
Существенных, повлекших невозможность осуществления прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе его права на защиту, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения состоявшихся по делу судебных постановлений и переквалификации действия с изменением вида наказания не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 15.04.2014 и решение судьи Пермского краевого суда от 05.05.2014 оставить без изменения, жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Краснокамская городская больница» - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда П.Н. Сурков