Дело № 2-2289/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2017 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белозера О.М.,
при секретаре Цехиной И.Ю.,
с участием: истца Лысенко Н.А., представителя ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубининой Н.А., представляющей также интересы 3-го лица – правительства Ставропольского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Лысенко Н. А. к администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка в период с 24.05.2017, возложения обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка в период с 24.05.2017,
У С Т А Н О В И Л:
Лысенко Н.А. обратилась в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа в обоснование которого указала, что 30 мая 2017 года истец обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении ее в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как жилой дом, в котором она проживала, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом она утратила имущество в результате наводнения в селе Левокумка.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 №1216 на территории с. Левокумка с 10 часов 00 минут 24 мая 2017 года был введен режим «Чрезвычайной ситуации». Жилой дом, находящийся по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Садовая, д. .............., в котором постоянно проживает истец, находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).
Однако после обращения в администрацию Минераловодского городского округа ей было дано письменное уведомление, согласно которого она не была включены в список граждан, для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в с. Левокумка в период с 24.05.2017. Согласно информации, поданной администрацией Минераловодского городского округа истец отсутствует в списках в связи с тем, что не зарегистрирована по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Садовая, дом ...............
Истцу было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Садовая, дом .............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Факт проживания истца по указанному выше адресу подтверждается актом, составленным соседями, председателем уличного комитета и подписью руководителя территориального отдела по работе с населением Управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края А.А. Китарова, подписью ЧЧП ОУУП и ПДН ОМВД России по МГО Я.С. Галустяна, свидетельскими показаниями.
Поскольку она постоянно проживает в доме, который подвергся затоплению, то имеет право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор не может ее получить. Так как, она не имеет регистрации по месту жительства по данному адресу, то не может подтвердить факт своего проживания в ином порядке кроме как судебном.
Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать ее пострадавшей, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату соответствующей помощи в размерах, определенных Правилами.
Просит установить юридический факт ее постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка в период с 24.05.2017, обязать администрацию Минераловодского городского округа включить ее в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка в период с 24.05.2017.
В судебном заседании истец Лысенко Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубинина Н.А., представляющая также интересы 3-го лица – Правительства Ставропольского края, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа, и представитель третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителя в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили.
Представители третьих лиц Главного управления МВД России по Ставропольскому краю Сельгеева Е.В. и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Ульяников В.А., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в поданных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчика - администрации Минераловодского городского округа, и представителей третьих лиц - Министерства финансов Ставропольского края, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении требований Лысенко Н.А. отказать в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кипенко Л.Н. – мать истицы Лысенко Н.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является собственником недвижимого имущества – жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом ...............
Согласно справке ОМВД РФ по Минераловодскому городскому округу от 08.08.2017 истец Лысенко Н.А. с .............. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Железноводская, д. ............... Собственником 2/3 доли указанной квартиры является Лысенко Н.А., 1/3 доли – ее дочь Лысенко Т.П.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом, в котором истец просит установить факт постоянного проживания, оказался в зоне затопления и пострадал от паводка.
Согласно Акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период 24.05.2017 на территории МГО с. Левокумка, собственник имущества - мать истицы Кипенко Л.Н. была признана пострадавшей и нуждающейся в оказании единовременной и материальной финансовой помощи.
В судебном заседании также установлено, что Лысенко Н.А. обратилась в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
09 июня 2017 года Лысенко Н.А. администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Эти обстоятельства установлены судом на основании надлежащих допустимых и относимых доказательств, которые никем не оспариваются.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений, статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом «м» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека подпункт "г"; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей (п. 2).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.
Как установлено в судебном заседании, истец Лысенко Н.А. с .............. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Железноводская, д. ...............
В подтверждение факта постоянного проживания по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., истец представила акт, составленный Кумыковой О.Н., проживающей по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., и Лисициной У.А., проживающей по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., согласно которому Лысенко Н.А. проживает по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., и является дочерью Кипенко Л.Н..
Между тем, указанные выше документы, не могут безусловно и объективно являться основанием для установления факта проживания, поскольку не отражают сам факт постоянного проживания истца по указанному адресу, так не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт непроживания истца по адресу ее регистрации: г. Минеральные Воды, ул. Железноводская, дом ..............
Доказательств того, что местом жительства Лысенко Н.А. на день объявления чрезвычайной ситуации являлось жилое помещение, попавшее в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, материалы дела не содержат.
Само по себе нахождение Лысенко Н.А. в период чрезвычайной ситуации, а также в иное время, в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., не свидетельствует о ее постоянном месте жительства по указанному адресу.
В подтверждение заявленных требований истцом также представлены квитанции об оплате коммунальных услуг. Между тем, данные квитанции заполнены Кипенко Л.Н. и Кипенко А.Д..
Истцом также представлен договор оказания услуг по доставке товара, заключенный Лысенко Н.А., в котором адресом доставки указан г. Минеральные Воды, село Левокумка, улица Садовая, дом ...............
Справка директора ООО ЭК «Перспектива» от 29.08.2017, согласно которой Лысенко Н.А. действительно не проживает по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Железноводская, д............... с декабря 2015, согласно ее тексту выдана на основании домовой книги. Однако, представленная копия домовой книге указанных сведений не содержит.
Таким образом, представленные письменные документы не свидетельствует о постоянном проживании Лысенко Н.А. на территории, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации.
Также из требований вышеприведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта утраты имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Однако, истец не представила никаких доказательств того, что в результате чрезвычайной ситуации – сильного дождя в ночь на 23-24 мая 2017 года на территории с. Левокумка Минераловодского района она утратила имущество первой необходимости. Представленный акт содержит указание о пострадавшем имуществе Кипенко Л.Н.
В ходе рассмотрения спора по существу в материалы дела не было представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности факта того, что Лысенко Н.А. является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Лысенко Н.А. об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, попавшим в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Лысенко Н. А. к администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, улица Садовая, дом .............., о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка в период с 24.05.2017, возложения обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка в период с 24.05.2017 – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.
Мотивированное решение суда составлено 05 сентября 2017 года.
Судья