Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-20801/2021 от 01.07.2021

Судья Торбик А.В.                                                            Дело 33-20801/21

Уникальный идентификатор дела

            50RS0052-01-2020-010163-06

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    12 июля 2021 года                                                                    г. Красногорск

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

    судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,

при помощнике судьи Колесникове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы И.А.В,, Министерства социального развития Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 25 апреля 2021 года по делу по иску И.А.В, к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя ответчика,

                                                  УСТАНОВИЛА:

И.А.В, обратился с иском к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.

       Свои требования мотивировал тем, что он признан участником боевых действий с 31 января 2017 года. Имеет права и льготы в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

В 2018 году им в адрес Щелковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области было подано заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате за жилое помещение, как ветерану боевых действий.

30 мая 2018 года получил письменный отказ по существу поданного заявления. Отказ был мотивирован противоречивостью информации о месте жительства (регистрации) и адресе квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг.

С апреля 2011 года он зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, о чем свидетельствует отметка в паспорте.

На основании Соглашения №18 «О порядке заселения и проведения работ по отделке квартир» от 19.01.2010 года заселен по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, где и проживает фактически и оплачивает жилищно-коммунальные услуги до настоящего времени.

В соответствии с решением начальника 1 отдела ФГКУ «Западное Региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» № 64/727/ТС от 26.02.2018 с ним был заключен договор найма служебного помещения № 60/289/ТС от 26.02.2018 и предоставлена жилая площадь, состоящая из двухкомнатной квартиры в общежитии квартирного типа по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> без права регистрации по месту жительства.

Таким образом, с января 2010 года по настоящее время он фактически проживает и оплачивает коммунальные платежи в одном и том жилом помещении, адрес которого в разное время был: <данные изъяты>; <данные изъяты>

Полагает, что на данные правоотношения распространяется Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Просил суд взыскать с ответчика неполученную компенсацию в размере <данные изъяты> коп., штраф за отказ исполнения обязательств в добровольном порядке в размере <данные изъяты> коп., судебные издержки в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> коп.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на законность решения Министерства социального развития Московской области.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Не согласившись с вынесенным решением, И.А.В, в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, истец И.А.В, признан участником боевых действий с 31 января 2017 года. Имеет права и льготы в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.7).

22.05.2018 года истец обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области в объеме мер социальной поддержки, предусмотренной ветеранам боевых действий, в соответствии со статьей 16 Закона РФ от 22.08.2004 № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, пгт. Загорянский, <данные изъяты>.

К заявлению истец приобщил следующие документы: паспорт серии <данные изъяты>; удостоверение № <данные изъяты>; выписку из домовой книги по адресу пгт. <данные изъяты> <данные изъяты>; договор №60/289/ТС (на срок по 17.06.2018 г.); выписку из решения пгт. <данные изъяты> <данные изъяты>;паспорт серии <данные изъяты>; свидетельство <данные изъяты> <данные изъяты>; свидетельство 1-ИК <данные изъяты>; справку ООО «Эксплстройсервис»; реквизиты Сбербанк России; квитанция по адресу Ватутина в/ч <данные изъяты>

По результатам рассмотрения заявления от 22.05.2018 года территориальным Управлением социальной защиты населения 28.05.2018 года принято решение № 73959 об отказе в назначении Ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по причине предоставление Заявителем неполных и (или) недостоверных сведений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», суд первой инстанции, правильно установив значимые по делу фактические обстоятельства, пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление ему указанных мер социальной поддержки.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 г. №1082/46.

В соответствии с п. 5. Порядка для назначения компенсации получатель представляет следующие документы:

заявление получателя на имя руководителя территориального подразделения Министерства о выплате компенсации с указанием способа ее получения по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

удостоверение или справку установленного образца, подтверждающие право на получение компенсации;

выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя;

документ, подтверждающий право собственности получателя на жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства;

сберегательную книжку или выписку о банковских или иных реквизитах (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации, номер отделения почтовой связи).

Согласно п. 17 Порядка основаниями для отказа в назначении компенсации в том числе являются:

отсутствие у получателя права на получение компенсации;

представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений;

представление заявления и документов с противоречивыми сведениями;

представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации;

непредставление в многофункциональный центр оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области";

несоответствие оригиналов документов, представленных получателем (представителем получателя) для сверки в многофункциональный центр, электронным образам документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Государственной информационной системы <данные изъяты> "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области";

подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя.

В соответствии с п. 20 Порядка расчет компенсации производится территориальными подразделениями Министерства или государственным казенным учреждением Московской области «Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области» на основании сведений, представляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, о начисленных (оплаченных) платежах по согласованной сторонами форме либо на основании документов, подтверждающих произведенные затраты по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (в ред. постановления Правительства МО от 18.02.2019 N 71/4).

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Нормы указанных правовых актов распространяются на всех граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

С апреля 2011 года истец зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, о чем свидетельствует отметка в паспорте (л.д.10).

На основании Соглашения №18 «О порядке заселения и проведения работ по отделке квартир» от 19.01.2010 заселен по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, где и проживает фактически и оплачивает жилищно-коммунальные услуги до настоящего времени.(л.д.11,12)

Вместе с тем, предоставление служебного помещения влечет для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований ст. ст. 100 и 101 Жилищного кодекса РФ.

Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том, что данное место жительства является единственным.

Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что И.А.В, фактически проживает по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, истец не может быть лишены предоставленного ему положениями Федерального закона «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей, только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.

С апреля 2011 года истец зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, о чем свидетельствует отметка в паспорте.(л.д.10)

На основании Соглашения №18 «О порядке заселения и проведения работ по отделке квартир» от 19.01.2010 заселен по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, где и проживает фактически и оплачивает жилищно-коммунальные услуги до настоящего времени (л.д.11,12).

Вместе с тем, предоставление служебного помещения влечет для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований ст. ст. 100 и 101 Жилищного кодекса РФ.

Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том, что данное место жительства является единственным.

Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что И.А.В, фактически проживает по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>Б, общежитие, <данные изъяты>, истец не может быть лишены предоставленного ему положениями Федерального закона "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей, только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.

Пунктом 19 Постановления Правительства МО от <данные изъяты> N 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», действовавшего на момент обращения истца в территориальный орган социальной защиты, предусмотрено, что компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.

Таким образом, вышеуказанные меры социальной поддержки должны быть предоставлены истцу с 01.05.2018 года.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика штрафа и компенсации морального вреда, поскольку к сложившимся между сторонами правоотношениям требования Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» не применимы.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы распределены правильно.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

            ОПРЕДЕЛИЛА:

            решение Щелковского городского суда Московской области от 25 апреля 2021 года изменить в части возложения обязанности на Министерство социальной развития населения Московской области предоставить И.А.В, меру социальной поддержки, предусмотренную пп.5 п.1 ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 5-ФЗ «О ветеранах», по фактическому месту проживания по адресу: <данные изъяты>Б общежитие, <данные изъяты>.

Обязать Министерство социальной развития населения Московской области предоставить И.А.В, меру социальной поддержки, предусмотренную пп.5 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», по фактическому месту проживания по адресу: <данные изъяты>Б общежитие, <данные изъяты> 1 мая 2018 года.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований И.А.В, к Министерству социального развития Московской области о взыскании неполученной компенсации в размере <данные изъяты> коп. отменить.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований И.А.В, к Министерству социального развития Московской области о взыскании неполученной компенсации в размере <данные изъяты> коп. отказать.

            В остальной части решение суда оставить без изменения.

            Апелляционную жалобу Министерству социального развития Московской области оставить без удовлетворения.

            Апелляционную жалобу И.А.В, удовлетворить частично.

            Председательствующий

            Судьи

            Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31.08.2021 года

33-20801/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Иванин А.В.
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
12.07.2021[Гр.] Судебное заседание
03.09.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее