к делу № 2- 430/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Волковой Н.В.
при секретаре – Локтионовой С.В.,
с участием истца - пом. прокурора Майкопского района - ФИО3
с участием представителя ответчика - Администрации муниципального образования « <адрес>» ФИО5, по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района в интересах муниципального образования «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МО « <адрес>» и ФИО1 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района обратился в Майкопский районный суд в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «<адрес>» и ФИО1 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 1245 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Комитет имущественных отношений администрации МО «<адрес>» и ФИО1 и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией МО «<адрес>» требований земельного законодательства. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МУ « Комитет имущественных отношений администрации МО « <адрес>» и ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 1245 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> без проведения конкурсных процедур в связи с нахождением на нем жилого дома, площадью 20,2 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок Майкопским районным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея.
В соответствии с ч.10 ст. 40 ФЗ от 14.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установленного сервитута.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4 на основании заключенного договора (между ФИО1 и ФИО4) был подготовлен технический план здания. ФИО1 зарегистрировал право собственности на жилой дом площадью 20,2 кв м. с кадастровым номером № на основании этого технического плана, договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, декларации об объекте недвижимого имущества.
Администрацией МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном участке, однако ФИО1 с заявлением о вводе оконченного строительством объекта не обращался. Таким образом, ФИО1 осуществил постановку объекта на кадастровый учет и регистрацию права в упрощенном порядке, предусмотренном ФЗ от 30.06.2006 года № 93-ФЗ.
Площадь жилого дома в соответствии со СНиП должна составлять не менее 26 кв м., а в соответствии с техническим планом, площадь возведенного ФИО1 дома составляла 20.2 кв.м. Инженерные коммуникации к возведенному объекту не подводились. Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что возведенное ФИО1 строение не может быть признано жилым домом.
Кроме того, проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ здание на указанном земельном участке было снято с государственного кадастрового учета в связи с его ликвидацией.
Истец полагает, что возведение строения явилось формальностью с целью реализации исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в силу ст. 39.20 ЗК РФ. Сделка по продаже земельного участка является недействительной, поскольку нарушает требования действующего земельного законодательства и посягает на публичные интересы.
В судебном заседании пом. прокурора Майкопского района ФИО3полностью поддержал иск, и просил его удовлетворить на основании доводов, изложенных в нем.
Представитель Администрации МО «<адрес>» ФИО5 иск не признала. Пояснила, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,на земельном участке располагался объект недвижимости с кадастровым номером №,принадлежащий ФИО1 на праве собственности. Договор купли-продажи был заключен в соответствии с требованиями ст.ст. 39.3,39.20,39.14 ЗК РФ. Ст. 39.16 ЗК содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Такого основания, как несоответствие требованиям СНиП площади объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, в ст. 39.16 ЗК РФ не имеется. Оснований для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка не было. Нет оснований и для признания этого договора недействительным.
ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Майкопского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея не явился. В суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно данным ЕГРЮЛ МУ « Комитет имущественных отношений» администрации МО «<адрес>» прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ и его правопреемником является Администрация МО «<адрес>».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В силу п.1.3 договора категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п.1.5 Договора установлен срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2.3 Договора арендодатель имеет право осуществлять контроль над использованием и охраной земель Арендатором.
В силу п.2.2 Договора арендатор обязан эффективно использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением, получить разрешение на строительство объекта, предусмотренного договором и начать строительство объекта не позднее 3 лет с даты заключения договора.
Акт приема – передачи земельного участка был подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Названный договор аренды был зарегистрирован надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» ФИО1 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 20,2 кв. м.(лд.65).
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемуся в материалах дела (лд.52) вид объекта недвижимости здание, назначение объекта недвижимости жилое, год завершения строительства 2017 год и площадь объекта недвижимости 20,2 кв. м.
На основании заявления и представленных документов за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на жилой дом ( выписка из ЕГРН на земельный участок (лд.36).
ДД.ММ.ГГГГ между МУ Комитет имущественных отношений Администрации МО «<адрес>» и ФИО1 был заключен договор купли-продажи № земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>,площадью 1245 кв.м. На участке имеется жилой дом площадью 20,2 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 Цена участка составляет <данные изъяты>
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО1
Судом также установлено, что в дальнейшем ФИО1было принято решение о сносе дома, и в деле имеется копия заявления ФИО1 о регистрации прекращения права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. (лд.89).
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что на момент заключения оспариваемого договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 был зарегистрирован на праве собственности индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем в силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ ФИО1 принадлежало исключительное право на приобретение земельного участка, находящегося под жилым домом и такое право МУ Комитет имущественных отношений администрации МО «<адрес>» признал за ФИО1, путем продажи земельного участка.
Утверждения истца о том, что спорный жилой дом являлся непригодным для проживания на момент его регистрации и не отвечал признакам индивидуального жилого дома, истцом не доказано. ФИО1 было выдано разрешение на строительство жилого дома площадью 20,2 кв.м. Такой он и построил.
Факт прекращения существования в настоящее время на земельном участке принадлежавшего ФИО1 жилого дома основанием для признания договора купли-продажи земельного участка в настоящее время недействительным являться не может.
Отсутствие в жилом доме на момент заключения оспариваемого истцом договора купли-продажи земельного участка подключенных инженерных коммуникаций не свидетельствует о том, что указанный объект не считается объектом капитального строительства – индивидуальным жилым домом.
Понятие объекта индивидуального жилищного строительства дано в ст. 1 п.39 Градостроительного кодекса. Исходя из определения, содержащегося в Градостроительном кодексе РФ, имеется три основных критерия «объекта индивидуального жилищного строительства» («жилого дома» и «индивидуального жилого дома»). Это – обособленность, назначение и этажность.
Отсутствие подключенных инженерных коммуникаций к жилому дому и его площадь на момент сноса не свидетельствуют о недействительности договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МУ Комитет имущественных отношений Администрации МО «<адрес>» и ФИО1, и нарушении требований ст. 39.20 Земельного кодекса РФ при его заключении.
При таких обстоятельствах суд отказывает прокурору Майкопского района в иске.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Майкопского района в интересах муниципального образования «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МО « <адрес>» и ФИО1 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Комитет имущественных отношений» Администрации МО «<адрес>» и ФИО1 и применении последствий недействительности сделки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – подпись
Копия верна: Судья- Н.В. Волкова