Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2020 ~ М-98/2020 от 21.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                    17 июня 2020 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи            Луценко В.В.,

при секретаре                            Цыбуля А.А.,

с участием прокурора                         Пешехонова О.А.,

представителя ответчика                    Зайцева Д.С.

представителя третьего лица                    Климцева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-495/2020 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Овсепяна Василия Андреевича к Администрации города Нижний Тагил о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Нижнего Тагила обратился в суд с иском к Администрации г. Нижнего Тагила, указав, что в ходе проверки по обращению Овсепяна В.А., проживающего по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>, на предмет бездействия должностных лиц Администрации города Нижний Тагил, выражающихся в длительном непринятии мер по передаче на баланс гарантирующей организации и оформлению права муниципальной собственности на участки сетей водоснабжения и водоотведения, посредством которых осуществляется предоставление коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного жилого <адрес> в г. Нижнем Тагиле, установлено в результате данного бездействия происходит систематическое нарушение жилищных прав заявителя на бесперебойное получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Со стороны управляющей компании вышеуказанного многоквартирного дома ООО «Уралэкспо-НТ» предприняты действия, направленные на исполнение органами местного самоуправления требований ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», о чем свидетельствует соответствующая переписка, однако органы местного самоуправления самоустранились от решения данного вопроса.

Не проведена техническая инвентаризация участков сети, не оформлен кадастровый паспорт объектов недвижимости, не осуществлена передача участков сети на баланс гарантирующей организации, не предприняты действия по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество указанных объектов недвижимости в качестве бесхозяйного.

Из содержания многочисленной переписки между обществом и ООО «Водоканал-НТ», обществом и Администрацией города Нижний Тагил следует, что сети водоснабжения и водоотведения не имеют собственника, на баланс гарантирующей организации ООО «Водоканал-НТ» не переданы, соответственно являются бесхозяйным имуществом.

Ссылаясь на положения ст. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственность Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» прокурор указывает, что указанные участки сети водоснабжения и водоотведения, являясь объектами инженерной инфраструктуры городов в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью. Для придания вышеуказанным участкам сети статуса объектов недвижимости, определения индивидуальных характеристик, отличных от других и с целью последующей регистрации права муниципальной собственности на данные объекты, необходимы кадастровые паспорта.

Однако, до настоящего времени, кадастровые паспорта объектов недвижимости не изготовлены, что не позволяет обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанных бесхозяйных объектов недвижимости с целью последующей регистрации права муниципальной собственности и включению в договор аренды комплекса муниципального имущества предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенному с ООО «Водоканал-НТ».

Непринятие Администрацией г. Нижний Тагил мер по проведению технической инвентаризации участков сети, не оформление кадастрового паспорта объекта недвижимости, не осуществление передачи участка сети на баланс гарантирующей организации, не предпринятие действий по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанных бесхозяйных объектов недвижимости нарушает жилищные права заявителя и иных лиц на получение коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения надлежащего качества и потому, является незаконным.

В связи с этим прокурор просил:

- признать бездействие Администрации города Нижний Тагил по передаче на баланс гарантирующей организации участка сети водоснабжения D-100 мм от колодца В 1-1 215.43к/213.23 тр до ввода в многоквартирный <адрес> в г. Нижнем Тагиле и участка сети водоотведения D- 150 мм от колодца К1-1 214.53к/212.58к до трех вводов в многоквартирный дом (состоящего из трех блок секций), согласно схемы ООО «Водоканал-НТ» к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору № 324/к, незаконным.

- возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по оформлению технической документации и составлению кадастровых паспортов на участок сети водоснабжения D-100 мм от колодца В 1-1 215.43к/213.23 тр до ввода в многоквартирный <адрес> в г. Нижнем Тагиле и участок сети водоотведения р-150 мм от колодца К1-1 214.53к/212.58к до трех вводов в многоквартирный дом в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

- возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанных бесхозяйных объектов с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

- возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по передаче на баланс гарантирующей организации ООО «Водоканал-НТ» указанных участков сети по акту приема-передачи в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования прокурора обоснованы ссылками на положения ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Протокольным определением суда от 27.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального имущества» и ООО «Водоканал-НТ».

В судебном заседании помощник прокурора района Пешехонов О.А. поддержал основание и предмет исковых требований, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Зайцев Д.С. в судебном заседание исковые требования не признал, указав, что администрация не бездействует, так как выполняется плановая работа. Требование о передаче сетей на баланс ООО «Водоканал-НТ» сформулировано юридически неправильно, так как ООО «Водоканал-НТ» коммерческая организация и сети ей передаются на праве аренды. По мнению администрации города, сети имеют собственника, которым является застройщик жилого дома ООО «Бенит», право которого на сети не зарегистрировано. Об аварийном состоянии сетей известно из искового заявления.

Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципального имущества» Климцев А.В. пояснил суду, что в г. Нижнем Тагиле имелась проблема подводящих сетей, так как ранее застройщики домов при их постройке переставали дома обслуживать. Когда проблема приобрела глобальный для города характер на совещание с участием прокуратуры было принято решение об обращении с иском к застройщику СК «Тагил» с требованием зарегистрировать сети и передать их в казну г. Н.Тагил и потом ресурсоснабжающим организациям. Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 22.03.2017, оставленным 28.07.2017 без изменения судом апелляционной инстанции, требования прокуратуры были удовлетворены и соответствующая обязанность была возложена на строительную компанию «Тагил». Так была создана практика понуждения застройщика к передаче сетей, который не регистрируя сети, злоупотреблял правом. После этого практически все застройщики, осуществляющие деятельность, при сдаче домов регистрировали сети и передавали их, и Управление муниципального имущества их регулярно принимает и передает ресурсоснабжающим организациям. В данном случае застройка этого дома осуществлялась ОАО «БЕНИТ», которое потом стало ООО «БЕНИТ». Было издано постановление о предоставлении участка для строительства дома от 27.05.2002, а далее постановление об утверждении акта приемочной комиссии. Постройка сетей осуществлена ОАО «БЕНИТ». На письмо, направленное застройщику с предложением передать эти сети, ответа не получили. Была понятна позиция безответственного застройщика. Прокуратура иск к застройщику не предъявляет. Управление муниципального имущества готово принять сети, чтобы их зарегистрировать сети. Учитывая, что объект многоквартирный дом уже начата работа по ведению технической инвентаризации. Были изготовлены технические паспорта, которые были направлены в ООО «Водоканал-НТ», которое их согласовало 29.05.2020. Это говорит о том, что со стороны ответчика отсутствует какое-либо бездействие. Кроме этого, были сделаны запросы в органы БТИ в ТУ Росимущества, Министерство управления госсобственности в Свердловской области. Это сделано, чтобы поставить сети на учет как бесхозяйный объект. Сейчас получив согласованный техпаспорт идет речь о постановке на кадастровый учет и попытке постановки на учет сетей как бесхозяйных.

Представитель третьего лица ООО «Водоканал-НТ» в судебное заседание не явился, извещен 10.06.2020, мнения по существу дела не представил.

Истец Овсепян В.А. в судебное заседание также не явился, несмотря на направлявшееся ему письмо по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>, возвращенное по истечении срока хранения, что признается судом надлежащим извещением.

На основании ч.ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, являющегося процессуальным истцом, доводы представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 11 ГК РФ предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства многоквартирный <адрес> в г. Нижнем Тагиле имеет подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, однако подводящие к дому от централизованной сети спорные сети водоснабжения и водоотведения теплоснабжения являются бесхозяйными.

Об этом свидетельствует имеющаяся в деле переписка между МКУ «Управление муниципального имущества», ООО «Водоканал-НТ», управляющей организации ООО «Уралэкспо-НТ».

Из архивной выписки от 15.08.2019 постановления главы города Нижний Тагил от 27.05.2002 № 440 следует, что ОАО «Бенит» предоставлен земельный участок, общей площадью 5305 кв. метра в аренду сроком до одного года для строительства блок-секций Г.Д,Е жилого дома в жилом районе «Лисьегорский» по <адрес> административном районе города.

Утверждены акты приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов (постановление главы города Нижний Тагил от 09.01.2002 № 19, постановление главы города Нижний Тагил от 23.08.2002 № 531).

Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 01.08.2019, исполнительная съемка водопровода выполнялась для ОАО «Бенит». Жилой дом (<адрес>) по адресу: г. нижний Тагил, <адрес> введен в эксплуатацию в 2002 году, застройщик ОАО «Бенит».

Из сообщения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 18.12.2019 следует, что сведения в реестре государственного имущества Свердловской области об объектах недвижимого имущества – сеть водоснабжения и водоотведения, расположенная в г. Нижний Тагил, <адрес>, отсутствует.

Между ООО «Уралэкспо-НТ» и собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес> от 01.05.2015 заключен договор управления указанным многоквартирным домом.

20.07.2015 между ООО «Водоканал-НТ» и ООО «Уралэкспо-НТ» заключен договор № 324/К, согласно которому ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение обязуется подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую ) воду, осуществлять прием сточных бытовых вод исполнителя от канализационного выпуска и централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а исполнитель обязуется оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Актом ООО «Водоканал-НТ» № 1877 от 27.04.2016 осуществлен допуск в эксплуатацию узла учета расхода воды.

Из писем директора ООО «Уралэкспо-НТ» заместителю главы города от 17.07.2019 и прокурору от 10.12.2019 следует, что 25.06.2019 была выявлена аварийная ситуация, связанная с подтоплением подвального помещения, а также на участке трубопровода холодного водоснабжения.

07.08.2019 ООО «Водоканал-НТ» направило в ООО «Уралэкспо-НТ» акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации как приложение к Договору № 324/К от 20.07.2015.

Директор ООО «Уралэкспо-НТ» направил 08.08.2019 в ООО «Водоканал-НТ» возражения, в которых сославшись на пункт 5 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, указал, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого включающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных включающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. При этом согласно пункту 8 Правил внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества (если иное не установлено законодательством Российской Федерации), является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Также он указал, что в силу п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям устанавливается по границе балансовой принадлежности и организации водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (л.д. 19-21).

В связи с этим 28.08.2019 ООО «Водоканал-НТ» направило в ООО «Уралэкспо-НТ» письмо, в котором указало, что оно обслуживает сети, находящиеся в обслуживании по договору аренды, заключенному с администрацией города, в котором сети водопровода и канализации от здания <адрес> не значатся. ООО «Уралэкспо-НТ» было рекомендовано обратиться в Управление муниципального имущества для решения вопроса о включении сетей в перечень бесхозяйных с дальнейшей передачей участков сетей на обслуживание специализированной организации.

09.10.2019 ООО «Уралэкспо-НТ» обратилось в Управление муниципального имущества, указав на длительность существования проблемы бесхозяйного имущества, поскольку первоначальные обращения в адрес администрации города и ООО «Водоканал-НТ» относятся к 2009 году, то есть на протяжении 10 лет проблема не была разрешена.

В письме от 06.11.2019 № 19-01/2015 адресованном ООО «Уралэкспо-НТ» начальник Управления муниципального имущества сообщила, что принято решение о регистрации права муниципальной собственности на сети водоснабжения и водоотведения, подводящие к дому <адрес> по <адрес> (л.д. 12).

Письмом МКУ «Центр земельного права» от 06.12.2019 подтверждается, что в ООО «Водоканал-НТ» направлены на согласование технические паспорта на водопроводные сети МО г. Нижний Тагил.

Прокурор, возражая против доводов третьего лица, указал, что в соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, у которой нет собственника или собственник которой не известен, а также когда собственник отказался от права собственности. В данном случае ответчиком и третьим лицом не представлено доказательств, что ООО «Бенит» владеет, пользуется и распоряжается сетями. Дом введен в эксплуатацию в 2002 году. С учетом того, что общество не пользовалось и не владело сетями участие данного общества в деле нецелесообразно.

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;    обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению (статья 3).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (статья 6).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, согласно п. 2.10.1 которых, системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения.

В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

При этом указанные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не вменяют в обязанность, а предусматривают возможность для муниципальных образований иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

Из обстоятельств дела видно, что спорные сети водоснабжения и водоотведения не имеют собственника и не приняты на учет в качестве бесхозяйных, что затрудняет их обслуживание в силу правовой неопределенности их статуса, а также порождает споры между энергоснабжающей и обслуживающей организациями о границах балансовой принадлежности.

Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствие с которым принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальные органы (пункт 2). На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались (пункт 3).

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе (пункт 5).

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности (пункт 31).

Государственная регистрация права собственности на находящийся на учете объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта (пункт 32).

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет (пункт 33).

Письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1229 разъяснено, что в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.

Таким образом, государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей.

Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, оформление такого имущества в муниципальную собственность осуществляет уполномоченное структурное подразделение администрации города. После получения всех необходимых документов, уполномоченное структурное подразделение администрации города в соответствии с действующим законодательством ставит на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и слеток с ним.

В п. 5 разд. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 основанием постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

По смыслу законодательства к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия.

На момент рассмотрения дела техническая документация на бесхозяйный участок сети не составлена, данный участок не поставлен на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

Таким образом со стороны должностных лиц Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» не исполняются в полном объеме обязанности по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (участка водопровода), что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.    

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав муниципальных образований.

Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер и не преследует цель защиты прав хозяйствующих субъектов.

Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления является единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, исполнение спорной обязанности следует возложить на Администрацию города Нижний Тагил.

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный в исковом заявлении прокурором срок с учетом необходимости сбора документов, содержащих описание спорных объектов недвижимости, носит разумный характер.

При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и не передаче организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, участка сети водоснабжения D-100 мм от колодца В 1-1 215.43к/213.23 тр до ввода в многоквартирный <адрес> в г. Нижнем Тагиле и участка сети водоотведения D-150 мм от колодца К1-1 214.53к/212.58к до трех вводов в многоквартирный дом, состоящий из трех блок-секций, согласно схемы ООО «Водоканал-НТ» к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору № 324/к.

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность совершить действия по передаче указанных бесхозных сетей холодного водоснабжения и водоотведения организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение по передаточному акту в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по оформлению технической документации и составлению кадастровых паспортов на участок сети водоснабжения D-100 мм от колодца В 1-1 215.43к/213.23 тр до ввода в многоквартирный <адрес> в г. Нижнем Тагиле и участок сети водоотведения D-150 мм от колодца К1-1 214.53к/212.58к до трех вводов в многоквартирный дом, и обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанных бесхозяйных объектов не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение принято 25 июня 2020 года.

<...>

<...>

Судья            Луценко В.В.

2-495/2020 ~ М-98/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Овсяпяна Василия Андреевича
Ответчики
Администрация города Н.Тагил
Другие
ООО "Водоканал-НТ"
Управление муниципального имущества
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Луценко В.В.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
21.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
20.05.2020Производство по делу возобновлено
17.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.09.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее