РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2014 года г. Майкоп
Майкопский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Соломатина В.Ю., при секретаре ФИО3, с участием заявителя ФИО2, заместителя военного прокурора Майкопского гарнизона ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части 22179 прапорщика ФИО2 об оспаривании приказа командующего войсками Южного военного округа о досрочном увольнении ее с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями,
УСТАНОВИЛ:
Бывшая военнослужащая ФИО2 обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что приказом командующего войсками Южного военного округа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ПМ была досрочно уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Считая этот приказ незаконным, ФИО2 сослалась на то, что в обжалуемом приказе указано, что основанием его издания является директива начальника ГШ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 314/2/072, которой ее должность сокращена, представление командира части от ДД.ММ.ГГГГ и ее рапорт от ДД.ММ.ГГГГ г., однако она никогда не писала рапорт о досрочном увольнении с военной службы, а наоборот, всегда начиная с 2009 года указывала, что хочет продолжить военную службу в любом месте России до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.
Исходя из изложенного, ФИО2 просила признать незаконным и отменить параграф 2 приказа командующего войсками Южного военного округа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ПМ о ее досрочном увольнении с военной службы, а также решить вопрос о судебных издержках.
В судебном заседании заявительница ФИО2 поддержала свои требования и настаивала на их полном удовлетворении.
Представитель командующего войсками Южного военного округа Кашин просил рассмотреть дело без его участия, при этом представил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать, сославшись на то, что действия командования войсковой части 22179 по представлению заявительницы к досрочному увольнению с военной службы и издание должностными лицом соответствующего приказа о досрочном увольнении ФИО2 с военной службы являются законными и обоснованными.
Прокурор Русанов в своем заключении просил признать требования заявительницы обоснованными и удовлетворить их.
Изучив изложенные в заявлении и в возражениях доводы, исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) при отсутствии других оснований для увольнения по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Таким образом, увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями должно производиться при отсутствии других оснований для увольнения, а решению об увольнении по этому основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности использования военнослужащего по военной службе в масштабе не только воинской части либо военного округа, а всего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, при этом право командира на увольнение военнослужащего по этому основанию должно сочетаться с интересами последнего, если ранее военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него обязанности и настаивает на продолжении военной службы.
Из выписки из приказа командира войсковой части 22179 от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ПМ видно, что ФИО2, пекарь столовой хозяйственного взвода роты материального обеспечения войсковой части 22179, в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании директивы Генерального штаба ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от занимаемой воинской должности и зачислена в распоряжение командира этой воинской части.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Южного военного округа (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, состоящая в распоряжении командира войсковой части 22179, бывший пекарь столовой хозяйственного взвода роты материального обеспечения войсковой части 22179, полагалась с ДД.ММ.ГГГГ прибывшей из отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Как видно из копии аттестационного листа от ДД.ММ.ГГГГ и выписки протокола № заседания аттестационной комиссии войсковой части 22179 от ДД.ММ.ГГГГ, аттестационная комиссия пришла к заключению, что ФИО2 целесообразно досрочно уволить с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в связи с отсутствием в частях Министерства обороны РФ вакантных воинских должностей соответствующей категории и согласно полученному образованию.
Из представления от ДД.ММ.ГГГГ видно, что командир войсковой части 22179 ходатайствовал об увольнении ФИО2 с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Как видно из выписки из приказа командующего войсками Южного военного округа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ПМ, ФИО2 досрочно уволена с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из копии контракта о прохождении военной службы видно, что данный контракт заключен с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, и на момент издания приказа о досрочном увольнении ФИО2 с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями иные основания для увольнения ее с военной службы (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо по истечении срока контракта) отсутствовали.
Вместе с тем, из выписок из протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ заседаний аттестационной комиссии войсковой части 22179, а также из представлений командира войсковой части 22179 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 дважды представлялась к назначению на нижестоящие вакантные воинские должности старшей операционной медицинской сестры операционно-перевязочного взвода медицинской роты и фельдшера мотострелковой роты мотострелкового батальона этой воинской части.
Как видно из рапортов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, она давала согласие с назначением ее на эти нижестоящие воинские должности.
Кроме того, согласно записям в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ и в акте от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 не согласилась с увольнением с военной службы, высказала желание продолжить службу, в том числе на нижестоящих должностях, и отказалась от написания рапорта на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом из телеграммы командира войсковой части 22179 в адрес начальника управления кадров Южного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что до представления ФИО2 к увольнению с военной службы командир части обратился в кадровый орган Южного военного округа с просьбой оказать помощь в размещении ее в частях Министерства обороны РФ в связи с невозможностью разместить ее в подразделениях части.
Как видно из сообщения начальника управления кадров Южного военного округа С.Паневчика, разместить ФИО2 в воинских частях и соединениях Южного военного округа не представляется возможным ввиду отсутствия вакантных воинских должностей по ее специальности.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности размещения заявительницы на иных, в том числе низших, воинских должностях в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации либо об отсутствии ее согласия с назначением на эти воинские должности, представитель командующего войсками Южного военного округа не представил и в материалах дела такие доказательства отсутствуют, а потому суд приходит к выводу, что приказ командующего войсками округа о досрочном увольнении ФИО2 с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями был издан в нарушение требований Положения о порядке прохождения военной службы, то есть является незаконным и подлежит отмене.
Этот вывод суда согласуется с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 937-О-О и в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 203-В10-7.
Поскольку требования заявительницы полностью удовлетворены, суд в соответствии с ч. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ присуждает ей к возмещению с другой стороны судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей и из оплаты услуг представителя в размере 1500 рублей, которые подтверждаются соответствующими платежными квитанциями.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащей войсковой части 22179 прапорщика ФИО2 об оспаривании приказа командующего войсками Южного военного округа о досрочном увольнении ее с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также о взыскании судебных расходов – удовлетворить полностью.
Признать пункт 14 параграфа 2 приказа командующего войсками Южного военного округа по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ПМ о досрочном увольнении ФИО2 с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями – незаконным и не действующим с момента его издания.
Обязать командующего войсками Южного военного округа приказ в этой части отменить, восстановить ФИО2 на военной службе с момента ее незаконного увольнения.
Взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 1700 (одна тысяча семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Майкопский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий В.Ю. Соломатин