ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Красногорск Московской области | 9 июня 2020 г. |
Московский областной суд в составе председательствующего судьи Ершова В.В., при секретаре Овсянниковой А.Б.,
с участием прокурора Быхановой Е.В.,
административного истца Савельевой Н.В.,
представителя административного ответчика Горячевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1176/2020 по административному иску Савельевой Натальи Валерьевны к Правительству Московской области о признании недействующим распоряжения Правительства Московской области от 27.11.2019 № 974-РП,
УСТАНОВИЛ:
Савельева Н.В. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим распоряжение Правительства Московской области «О целесообразности заключения соглашения между Правительством Московской области и обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Гранель Гранит» об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству объектов жилого и нежилого назначения на территории микрорайона 10А городского округа Реутов Московской области на земельных участках, предоставляемых в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Гранель Гранит» без проведения торгов, с предоставлением гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области и чьи права нарушены, меры поддержки по завершению строительства расположенного на территории Московской области многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства пострадавших граждан» от 27.11.2019 №974-РП.
В судебном заседании представитель Правительства Московской области заявила ходатайство о передаче настоящего дела в Красногорский городской суд Московской области, поскольку оспариваемое административным истцом распоряжение не является нормативным правовым актом.
Административный истец возражала против заявленного ходатайства.
Прокурор полагала необходимым удовлетворить ходатайство о передаче административного дела по подсудности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 2 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Савельева Н.В. просит признать недействующим распоряжение Правительства Московской области «О целесообразности заключения соглашения между Правительством Московской области и обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Гранель Гранит» об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству объектов жилого и нежилого назначения на территории микрорайона 10А городского округа Реутов Московской области на земельных участках, предоставляемых в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Гранель Гранит» без проведения торгов, с предоставлением гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области и чьи права нарушены, меры поддержки по завершению строительства расположенного на территории Московской области многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства пострадавших граждан» от 27.11.2019 №974-РП.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. Постановления Правительства Московской области - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям. Распоряжения Правительства Московской области - правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам организационно-распорядительного и индивидуального характера.
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Как следует из буквального толкования положений оспариваемого распоряжения, оно направлено на урегулирование правоотношений определенного круга лиц, рассчитано на однократное применение в рамках одного инвестиционного проекта и носит организационно-распорядительный характер.
Оспариваемое распоряжение не содержит существенного признака нормативного правового акта, в частности не содержит результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, так как не обладает нормативными свойствами, не устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, а имеет строго определенный субъектный состав, носит организационно-распорядительный характер, то суд приходит к выводу, что административное дело подлежит передаче на рассмотрение Красногорского городского суда Московской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 27, 198 и 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать административное дело № 3а-1176/2020 по административному иску Савельевой Натальи Валерьевны к Правительству Московской области о признании недействующим распоряжения Правительства Московской области от 27.11.2019 № 974-РП по подсудности на рассмотрение Красногорского городского суда Московской области.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение 15 дней.
Судья Ершов В.В.