Дело № 2-1909/2020
61RS0006-01-2020-002369-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2020 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Масягиной Т.А.,
при секретаре Головащенко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1909/2020 по иску Лященко Н.А. к МКУ «Управление ЖКХ» Первомайского района г. Ростова-на-Дону, администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, администрации г. Ростова-на-Дону, третье лицо ФИО11 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, прекращении зарегистрированного права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является нанимателем жилого помещения №, жилых комнат № площадью 27,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Правом на бесплатную приватизацию квартиры истец не пользовалась. Истец была вселена в спорное жилое помещение на основании вселительной № от ДД.ММ.ГГГГ, как работающая на КСМ-1 в должности формовщика, что подтверждается трудовой книжкой, в которой указан стаж работы на данном предприятии – 8 лет. Истец с момента вселения зарегистрирована и проживает по указанному месту, оплачивает коммунальные платежи. Совместно с истцом в жилых комнатах проживают и зарегистрированы: супруг – ФИО4, дочь – ФИО5. Супруг и дочь от участия в приватизации отказались. В настоящее время право собственности на здание общежития зарегистрировано за Муниципальным образованием <адрес>. Истец обращалась в Администрацию г. Ростова-на-Дону с просьбой передать ей в собственность в порядке приватизации, занимаемое ими жилое помещение №а, жилые комнаты №, площадью 27,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, однако ей было отказано, так как вышеуказанное жилое помещение на балансе МКУ «Управление ЖКХ» <адрес>» не числится. На основании изложенного, истец просила суд, признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение №а, жилые комнаты №, площадью 27,7 кв.м., Литер «Б», 1 этаж, находящееся по адресу: <адрес>; прекратить зарегистрированное право Муниципального образования <адрес> на жилое помещение №, жилые комнаты №, площадью 27,7 кв.м., Литер «Б», 1 этаж, находящееся по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии с участием представителя.
Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности и ордера, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г. Ростова-на-Дону ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В отсутствие не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 35 Конституции РФ: каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.18 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой, и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В судебном заседании установлено, что истец проживает по адресу: <адрес> помещение №, жилые комнаты №, площадью 27,7 кв.м., на основании договора найма специализированного жилого помещения (общежитие) на период передачи в муниципалитет г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-34).
Истец была вселена в спорное жилое помещение на основании вселительной № от ДД.ММ.ГГГГ, как работающая на КСМ-1 в должности формовщика (л.д. 15).
По адресу: <адрес>, помещение №, жилые комнаты № истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В указанном помещении совместно с истцом зарегистрированы и проживают: дочь – ФИО5, супруг – ФИО4 (л.д. 26,28).
В материалы дела представлены нотариально удостоверенные отказы ФИО5 и ФИО4 от участия в приватизации жилого помещения №а, жилые комнаты №а, №б, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 46-47).
Согласно справке ЗАО «Комбинат строительных материалов №» № от ДД.ММ.ГГГГ, оплата коммунальных платежей за помещение №а, жилые комнаты №а, №б, расположенное по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась путем удержания с заработной платы (л.д. 25).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по коммунальным платежам у ФИО1 за помещение №а, жилые комнаты №а, №б, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ истцу МУПТИиОН была выдана справка №, согласно которой ФИО1 правом приватизации не пользовалась (л.д. 27).
Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение № литер «Б» по <адрес>, состоит из комнат: №а - жилая комната, площадью 15,5 кв.м., №б – жилая комната, площадью 12,2 кв.м. (л.д. 16-23).
Согласно сведений из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1264,3 кв.м., зарегистрировано за муниципальным образованием <адрес> (л.д. 44-45).
Документом-основанием послужил: акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение №, орган выдачи – Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <адрес>.
В выписке из реестра муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что правообладателем общежития, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1264,3 кв.м., является муниципальное образование «<адрес>» (казна <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о передаче ей в собственность в порядке приватизации комнат №а, №б в помещении №а, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 35).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией <адрес> ФИО1 в передаче в собственность в порядке приватизации спорного помещения было отказано, поскольку жилое помещение №а, расположенное в <адрес> на балансе МКУ «Управление ЖКХ» <адрес> не числится (л.д. 36).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, в связи с чем, нарушаются ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при разрешении вопроса о приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Поскольку в законе установлено право граждан на получение жилья в собственность, должна быть обеспечена возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 20), разъяснил следующее.
В ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.
На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что спорное жилое помещение Лященко Н.А. предоставлено по решению организации работодателя до вступления в действие Жилищного Кодекса РФ, истец проработала на предприятии ЗАО «КСМ-1» 13 лет, по настоящее время проживает в спорном жилом помещении, которое относится к городскому жилищному фонду и является изолированным, зарегистрирована по месту жительства, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, занимает спорное жилое помещение на законных основаниях, нотариально удостоверенные отказы супруга и дочери от участия в приватизации, то Лященко Н.А. имеет право на передачу в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения.
Отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении жилого дома № № пор <адрес> в <адрес> из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Доказательств наличия оснований, препятствующих передачи жилого помещения истцу, ответчиками не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом правомерно заявлено требование о признании права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение, а потому иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ №№, ░░░░░░░░ 27,7 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░ №░, ░░░░░ «<░░░░░>», 1 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 27,7 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░ «<░░░░░>», 1 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: