Дело № 2-2200/2016 г.
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2016 года Лысьвенский горсуд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании материального ущерба,
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании материального ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в сумме 49951 руб.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что 30.04.2014 года при осуществлении весового контроля на 112 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, было произведено взвешивание транспортного средства: грузового автомобиля марки МАН, модель <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №<данные изъяты>, принадлежащего ответчику ФИО2, который и управлял автомобилем. В ходе проверки было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания был составлен акт № от 30.04.2014 года. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан составила 49951 руб., указанная сумма ответчиком в добровольном порядке в 10-дневный срок не уплачена. Направленное в адрес ответчика претензионное письмо от 14.08.2014 года о необходимости уплаты суммы ущерба оставлено без ответа.
С учетом данных обстоятельств, истец просит взыскать с ФИО2 сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере 49951 руб.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил требования в части размера материального ущерба, обосновывая тем, что ответчик исходя из представленного путевого листа до момента взвешивания транспортного средства двигался по автодороге Бураево-Старобалтачево-Куеда протяженностью 199 км., соответственно сумма ущерба составила 64 148 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные требования не признал, поскольку не согласен с результатами взвешивания. Более того, не согласен с размером ущерба, в том числе в связи с неверным указанием автодороги, по которой он двигался в момент проведения весового контроля на 112 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из Устава ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан (л.д. 11-15), данное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательство РФ полномочий Государственного комитета Республик Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Предметом деятельности учреждения является осуществление мероприятий по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республик Башкортостан, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 г. за № 166-р (л.д. 17), автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления.
Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и (или) опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (л.д. 18-20), ГКУ Служба весового контроля РБ приняло на себя полномочия ГКУ Управления дорожного хозяйства РБ по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления.
В связи с принятием данных полномочий ГКУ Служба весового контроля наделено правом проводить измерения и взвешивания транспортных средств, в том числе измерение нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства путем поосного взвешивания транспортного средства на предмет определения фактической массы транспортного средства; определять транспортные средства, фактическая масса которых с грузом или без груза и нагрузка на ось превышают значения, определенные нормами нагрузок и полной массы транспортных средств, установленные соответствующими дорожными знаками, включая временные ограничения допустимых нагрузок, введенные в установленном порядке; составлять акты по результатам весового контроля; осуществлять расчет стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования; осуществлять взыскание стоимости ущерба.
Таким образом, судом установлено, что на территории Республики Башкортостан контроль за соблюдением допустимых весовых параметров осуществляет Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан, которое является уполномоченным органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, закрепленными за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации, а также полномочиями по определению и взысканию стоимости ущерба, нанесенного автомобильным дорогам общего пользования.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно ст. 4 названного Закона N 257-ФЗ, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального местного значения.
В соответствии с пунктами 1.2- 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06 февраля 2014 сода № 76-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Более того, согласно ст. 31 Закона N 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу ч. 6, 12-13 указанной нормы, для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется:
1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи;
3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
Согласно п. 8 ст. 12 Закона № 257-ФЗ определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Аналогичный порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года №59.
Как следует из материалов дела, 30.04.2014 года сотрудниками службы весового контроля Республики Башкортостан в ходе осуществления весового контроля на 112 км автодороги Бураево-Старобалтачево-Куеда был составлен акт N 948, согласно которому выявлено превышение осевой нагрузки при перевозе груза при отсутствии специального разрешения транспортным средством - грузовой автомобиль марки <данные изъяты>, модель <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО2, двигавшимся по маршруту Пермь-Уфа, и которым пройдено расстояние по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Башкирия 137 км, размер нанесенного автомобильной дороге вреда составил 49951 руб. (л.д. 30-33).
Истец, обращаясь в суд с иском, ссылается на тот факт, что ответчик является собственником указанного выше транспортного средства, а соответственно, в соответствии с требованиями Закона N 257-ФЗ, а также требованиями, установленными Правительством Республики Башкортостан, обязан возместить причиненный автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан материальный ущерб в связи с допущенным нарушением.
Как следует из материалов дела, ФИО2 с 14.02.2013 г. по настоящее время является собственником транспортного средства грузовой автомобиль марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, что подтверждается свидетельство о регистрации (л.д. 31), а также представленным им паспортом транспортного средства.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъясняется, что под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что тяжеловесным транспортным средством, которым 30.04.2014 года был нанесен ущерб автомобильным дорогам Республики Башкортостан, владел и пользовался ответчик ФИО2, то в соответствии с положениями ст. 1079 ГК РФ он является лицом, ответственным за причинение вреда.
Доводы ответчика о незаконности акта взвешивания от 30.04.2014 года суд считает несостоятельными.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 года N 125, по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства составляется акт.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Как следует из акта от 30.04.2014 г. за № 948, при фиксации нарушения были применены нормативные значения, установленные Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06 февраля 2014 сода № 76-р, в соответствии с которым на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
В частности, согласно приложению (л.д. 38), предельно допустимые значения нагрузки на оси транспортного средства, двигающегося по автомобильной дороге Бураево-Старобалтачево-Куеда при одиночной оси составляют 5 тонн, а по автодороге Уфа-Бирск-Янаул – 6 тонн.
При этом, согласно акта фактическая нагрузка с учетом погрешности измерения на 2-ю ось составила 8,01 т., что является превышением допустимой нагрузки по автомобильной дороге Бураево-Старобалтачево-Куеда на 3.01 т., по автодороге Уфа-Бирск-Янаул – на 2.01 т.
Каких-либо оснований не доверять акту определения весовых параметров транспортного средства от 30.04.2014 г. у суда не имеется, поскольку как следует из материалов дела взвешивание было произведено в соответствии с пунктами 2.1.1, 2.2. Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля, акт № 948 отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему вышеуказанной нормой, подписан должностным лицом, осуществившим взвешивание транспортного средства, и водителем. Каких-либо замечаний со стороны водителя при подписании им в момент составления акта относительно правильности проведения весового контроля и содержания акта, сделано не было.
Более того, как следует их материалов дела, взвешивание транспортного средства производилось оператором ПВК ФИО4 в присутствии сотрудника полиции, который, в свою очередь, наделен полномочиями по взвешиванию транспортных средств, определению превышения значений предельно допустимой массы осевых нагрузок транспортного средства. Личная заинтересованность в исходе дела инспектора ДПС, оператора пункта весового контроля, производивших взвешивание, не установлена, в связи с чем, отсутствуют основания для сомнений в объективности сведений, содержащихся в акте по определению весовых параметров транспортного средства. Более того, в акте имеются сведения об измерительном приборе, при помощи которого было произведено контрольное взвешивание транспортного средства, указанные весы прошли поверку, к моменту составления акта взвешивания годичный срок поверки не истек, что подтверждается имеющимся в деле свидетельством о поверке (л.д. 28-29).
Также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что при контрольном взвешивании не верно была указана допустимая масса автомобиля согласно техническим характеристикам, поскольку допустимая нагрузка определяется не исходя из предусмотренных технических характеристик транспортных средств, а исходя из установленных нормативов для каждой категории автомобильной дороги.
Таким образом, суд считает, что оснований не доверять имеющемуся в материалах дела акту у суда не имеется, поскольку в нем содержаться все необходимые сведения, в том числе данные о допустимой и фактической нагрузке на ось; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось: допустимая и фактическая. Данный акт подписан лицами, непосредственно осуществлявшими взвешивание.
С учетом данных обстоятельств, требования истца о взыскании с ответчика причиненного материального ущерба подлежат удовлетворению. При этом суд считает, что данные требования подлежат удовлетворению частично в сумме 49 951 руб., поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих следование автомобиля истца по иному маршруту, в материалы не представлено. Доводы истца о том, что истец двигался в ином направлении и иной протяженностью, нежели указанном в акте от 30.04.2016 г., носят предположительный характер, ответчик же данные обстоятельства в ходе судебного заседания отрицает.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1698 рублей 53 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан материальный ущерб в сумме 49 951 (сорок девять тысяч девятьсот пятьдесят один) руб.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1698 рублей 53 коп.
Ответчик вправе подать в Лысьвенский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина