Дело №2-247/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «24» апреля 2014 г.
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Костяновой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Хахониной Ю.А.,
с участием истца – заместителя прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Бережновой Н.Н.,
ответчика – представителя администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области К.С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
ответчика – представителя Новоаннинской районной Думы Волгоградской области М.К.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Новоаннинской районной Думе Волгоградской области и к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Новоаннинской районной Думе Волгоградской области и к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области противоречащим закону в части ст.ст. <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проведена проверка соответствия Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области действующему федеральному законодательству.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ст.ст. <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Думы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года, (далее Устав) противоречат действующему законодательству, а именно ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ.
22.10.2013 года вступил в силу ФЗ от 22.10.2013 № 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений".
Данным Федеральным законом статья 15 ФЗ № 131-ФЗ дополнена пунктом 6.2, относящим к вопросам местного значения муниципального района полномочие по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Статья 74.1 ФЗ № 131-ФЗ дополнена пунктом 5, определяющим возможность досрочной отставки главы муниципального образования в связи с массовыми нарушениями государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
Таким образом, ст.ст. 6, 25 Устава Новоаннинского муниципального района необходимо изложить в соответствии с ФЗ от 22.10.2013 № 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон № 396-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным Федеральным законом (ст. 20) изменены положения ст. 54 ФЗ № 131-ФЗ, в связи с введением контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, ст.ст. <данные изъяты> Устава необходимо дополнить новыми положениями и привести в соответствие с ФЗ № 396-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес председателя Новоаннинской районной Думы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении. ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора было рассмотрено, и ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области утвержден проект решения Новоаннинской районной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области». Но данное решение не является окончательным в процессе приведения Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в соответствие с действующим законодательством о местном самоуправлении.
Факт несоответствия Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 28.12.2013 № 369-ФЗ подтверждается ответом начальника Управления Минюста по Волгоградской области К.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Затягивание процесса внесения изменений в устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (приведение нормативного правового акта в соответствие с законодательством о местном самоуправлении) создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления Новоаннинского муниципального района Волгоградской области своих полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций, увеличивает риск коррупционных проявлений.
Просит суд признать статьи <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствующими ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 28.12.2013 № 369-ФЗ.
Истец – заместитель прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Бережнова Н.Н. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит суд признать статью <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № противоречащей ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ, ст. <данные изъяты> Устава противоречащими ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона №369 от 28.12.2013 г. – с ДД.ММ.ГГГГ. От исковых требований в части признания противоречащей ст. <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ, отказалась.
Представитель ответчика – администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области К.С.Н. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ответчиками процедура внесения изменений в Устав была соблюдена, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в официальном издании «Новоаннинский вестник» было опубликовано постановление главы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области «О проекте решения Новоаннинской районной Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области» и сам проект решения, а так же назначены публичные слушания по проекту решения на ДД.ММ.ГГГГ На основании заключения по результатам публичных слушаний о внесении изменений и дополнений в Устав, ДД.ММ.ГГГГ Новоаннинской районной Думой было принято решение № «О внесении изменений и дополнений в Устав Новоаннинского муниципального района». В настоящее время решение Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области» направлено в Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области для регистрации в установленном законом порядке. После регистрации указанных изменений в Минюсте, их будет необходимо опубликовать в местных средствах массовой информации, и только через 10 дней после опубликования, изменения вступят в законную силу. На обязательность проведения публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в Устав, в связи с изменением законодательства, было указано Управлением Минюста РФ по Волгоградской области, иначе документы на регистрацию не принимаются.
Представитель ответчика – Новоаннинской районной Думы Волгоградской области М.К.В. возражает против удовлетворения исковых требований, по доводам изложенным представителем ответчика К.С.Н., дополнительно пояснив, что для принятия решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Новоаннинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ № было проведено внеочередное заседание Новоаннинской районной Думы, следовательно ответчиками была соблюдена процедура внесения изменений и дополнений в Устав.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.
В соответствии с частью 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проанализировав Устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 8-55), суд установил, что статья <данные изъяты> Устава противоречит действующему законодательству в связи с принятием федерального закона от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений". Данным Федеральным законом статья 15 ФЗ № 131-ФЗ была дополнена пунктом 6.2, относящим к вопросам местного значения муниципального района полномочие по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Статья <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района не относит к вопросам местного значения указанное выше полномочие, следовательно противоречит федеральному закону.
Суд так же считает противоречащими федеральному законодательству <данные изъяты> Устава в связи с принятием федерального закона № 396-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным Федеральным законом (ст. 20) изменены положения ст. 54 ФЗ № 131-ФЗ, в связи с введением контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон вступил в законную силу с 01 января 2014 г., оспариваемые статьи Устава до настоящего времени не приведены в соответствие с выше указанным законом, и противоречат ему.
В этой связи суд признает оспариваемые прокурором положения Устава Новоаннинского муниципального образования противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.
В силу ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку ФЗ от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", вступил в законную силу со дня его опубликования, то есть с 22.10.2013 г., ФЗ № 396-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01 января 2014 года, суд считает, что статья <данные изъяты> Устава является противоречащей федеральному законодательству с 22 октября 2013 г., ст. <данные изъяты> Устава, с 01 января 2014 года.
Доводы представителя ответчика К.С.Н. о том, что ответчиками была соблюдена процедура внесения изменений и дополнений в Устав Новоаннинского муниципального района, и её длительность вызвана необходимостью проведения публичных слушаний по поводу проекта решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав, являются не обоснованными, поскольку не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. (ст. 44, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая, что до настоящего времени оспоримые статьи Устава противоречат федеральному законодательству, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Новоаннинского района Волгоградской области и признании ст.<данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области противоречащими федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. 194-199, 251,253 ГПК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( в ред. от 28.12.2013 г.), суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Новоаннинской районной Думе Волгоградской области и к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, - удовлетворить.
Признать статью <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № противоречащей ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ, с 22 октября 2013 года,
Признать статьи <данные изъяты> Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № противоречащими ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 396-ФЗ от 28.12.2013 – с 01 января 2014 года.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2014 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья ______________ /Костянова С.Н./