УИД 66RS0051-01-2021-000928-26
Дело № 2-912/2021
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2021
Решение
Именем Российской Федерации
г.Серов Свердловской области 29 июля 2021 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Талашмановой И.С.,
при секретаре судебного заседания Ведерниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), в том числе детей-инвалидов к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 20 о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры,
при участии представителя истца помощника Серовского городского прокурора Поповой Н.В., представителя ответчика Гулькиной Н.В., представителя третьего лица администрации Серовского городского округа Запольских Е.В.,
установил:
Серовский городской прокурор обратился в Серовский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), в том числе детей-инвалидов к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № (долее – МАОУ СОШ №) о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований указал, что в рамках полномочий, установленных ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по реализации функций осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны прав и свобод детей-инвалидов выявлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что МАОУ СОШ №, расположенное в <адрес> является общеобразовательным учреждением, осуществляющим на основании лицензии от 07.06.2012 № 16293 образовательную деятельность на территории Серовского городского округа. При этом, в МАОУ СОШ № отсутствует информационно-тактильная и тактильно-звуковые мнемосхемы, отражающие информацию о помещениях в здании школы. Также отсутствуют направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения и тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. В нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Минрегиона России от 27.12.2011 №, МАОУ СОШ № не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, что влечет за собой нарушение права указанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В целях предупреждения нарушения прав как детей-инвалидов, посещающих данное образовательное учреждение, так и граждан маломобильных групп населения, которые могут посетить данное образовательное учреждение, прокурор в рамках предоставленных ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов. Просил обязать МАОУ СОШ № в срок до 01.09.2021 обеспечить в зданиях образовательного учреждения по адресу: <адрес> беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационно-тактильной и тактильно-звуковой мнемосхемы, отражающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения, направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения в здании образовательного учреждения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.
В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора Попова Н.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала, уточнила требования в части срока выполнения мероприятий, просила установить срок до 01.04.2022.
Представитель ответчика Гулькина Н.В. в судебном заседании требования признала, при этом суду пояснила, что выполнить возложенные прокурором обязанности в установленный срок затруднительно в связи с отсутствием финансирования, просила предоставить срок до 2025 года.
Представитель третьего лица администрации Серовского городского округа Запольских Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора, при этом поддержала позицию ответчика в части установления срока выполнения мероприятий. Суду пояснила, что в 2021-2022 году финансирование указанных мероприятий не запланировано.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.ч. 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно положениям вышеназванных норм закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Пункт 7.1.8 СП 59.13330.2012 «Свод правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» устанавливает, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Согласно п. 8.1.6 Свода правил при входах в здания массового посещения (учреждения социального назначения) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 мс высотой рифов 4,0 мм.
Как следует из материалов дела, Серовской городской прокуратурой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, при входе в здание МАОУ СОШ № по адресу: <адрес> для инвалидов по зрению не установлена информационно-тактильная и тактильно-звуковая мнемосхема, отражающая информацию о помещениях в здании образовательного учреждения, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения в здании образовательного учреждения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.
МАОУ СОШ № относится к объектам социальной инфраструктуры. Учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование Серовский городской округ в лице администрации Серовского городского округа.
Согласно объяснениям представителя ответчика, в образовательном учреждении информационно-тактильная и тактильно-звуковая мнемосхема, отражающая информацию о помещениях в здании образовательного учреждения, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения в здании образовательного учреждения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, учитывая установленные по делу обстоятельства, отсутствие в здании школы указанных мнемосхем и указателей, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на МАОУ СОШ № оборудовать здание школы информационно-тактильной и тактильно-звуковой мнемосхемой, отражающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения, направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения в здании образовательного учреждения, тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях, поскольку выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из анализа указанных норм, учитывая, что денежные средства на выполнение указанных мероприятий образовательному учреждению не выделены, оценивая все представленные сторонами доказательства, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения обоснованными, установив срок - до 01.09.2022, который, по мнению суда является разумным.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования Серовского городского прокурора подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Серовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), в том числе детей-инвалидов к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № в срок до 01.09.2022 обеспечить в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес> беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления:
- информационно-тактильной и тактильно-звуковой мнемосхемы, отражающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения,
- направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения в здании образовательного учреждения,
- тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях.
Взыскать с муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в Свердловский областной суд через Серовский районный суд Свердловской области.
Председательствующий: И.С. Талашманова