Судья Свинкина М.Л. |
№ 21-139/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
03.06.2020 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...), действующей в интересах акционерного общества "Прионежская сетевая компания", на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-западного территориального управления Росрыболовства от 03.02.2020, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 04.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Прионежская сетевая компания",
установил:постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-западного территориального управления Росрыболовства от 03.02.2020, оставленным без изменения решением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 04.03.2020, АО "ПСК" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласна защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что Общество не проводило работы, в том числе взрывные, в акватории, водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе озера Долгое. Указывающие на границы защитных зон информационные знаки, предусмотренные п. 18 ст. 65 ВК РФ, подп. "г" п. 4, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2019 № 17, в месте проведения строительно-монтажных работ на 31.12.2019 отсутствовали. В связи с этим соответствующие границы не установлены, чему судья не дал оценку.
Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10000 до 15000 рублей.
Согласно п. 2 ст. 56 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В силу положений ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров (ч. 6). Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (ч. 13). Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18).
Согласно Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 15.09.1958 № 1045, действовавшего на день выявления административного правонарушения (далее - Положение), запрещается производить без разрешения органов рыбоохраны в рыбохозяйственных водоемах взрывные работы, за исключением проведения неотложных дноуглубительных работ для поддержания судоходства и лесосплава на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и по предотвращению аварий (подп. "з" п. 11). При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов (п. 13).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при размещении, проектировании и строительстве линий электропередачи и связи должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" деятельность, оказывающая влияние на среду обитания водных биоресурсов, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и с применением мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Правила согласования данной деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384. Перечень мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания определен постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 31.12.2019 в 09.10 час. в пос. Лобское Медвежьегорского района Республики Карелия следующие обстоятельства. Общество проводило работы по вырубке леса под ЛЭП, установке опор ЛЭП и монтажу СИП с использованием гусеничной техники в 20 м от уреза воды имеющего рыбохозяйственное значение оз. Долгое в его водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе с нарушением п. 2 ст. 56 ВК РФ, подп. "з" п. 11, п. 13 Положения, ст. 22 Федерального закона "О животном мире". Так, работы проводились без проведения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, без согласования с органом исполнительной власти в области рыболовства (СЗТУ Росрыболовства).
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; служебной запиской должностного лица, выявившего правонарушение; обращением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в административный орган; жалобами жителей пос. Лобское в природоохранную прокуратуру; протоколом осмотра территории; уставом Общества; выпиской из ЕГРН; схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории; договором аренды земельного участка; картографическим материалов.
Факт проведения указанных в постановлении работ без предусмотренных вышеприведенными нормативными актами согласований Общество по существу не оспаривает, полагая об отсутствии данной обязанности.
Вместе с тем доводы жалобы об отсутствии специальных информационных знаков, обозначающих границы водоохранной зоны, и отсутствии сведений о ней в ЕГРН подлежат отклонению.
Так, согласно п. 2 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее - Правила) установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Подпунктом "г" п. 4 Правил установлена обязанность органов государственной власти обеспечить обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.
Подпунктом "в" п. 5 Правил предусмотрено внесение таких границ также в ЕГРН.
Вместе с тем, пункт 5 (1) Правил, предусматривавший, что границы считаются установленными исключительно с даты внесения сведений о них в ГКН, утратил силу в соответствии с постановлением Правительства от 30.11.2019 № 1547, и ко дню выявления административного правонарушения не действовал.
Соответственно, отсутствие сведений в ЕГРН о границах защитных зон и (или) отсутствие специальных информационных знаков само по себе не дает правовых оснований для несоблюдения требований ст.ст. 56 и 65 ВК РФ. Данные обстоятельства при неочевидности наличия защитных зон в зависимости от обстоятельств дела могут ставить под сомнение вину лица в совершении правонарушения, чего по настоящему делу не усматривается. Строительно-монтажные работы осуществлялись на расстоянии 20 м от уреза воды в непосредственной близи от озера. В связи с этим Общество, являющееся специализированной организацией по обеспечению электроэнергией, должно было и могло знать о наличии у себя обязанности по осуществлению предусмотренных водным законодательством согласований.
Доказательств принятия соответствующих мер Обществом не представлено, подобных доводов подателем жалобы не заявлялось.
При таких обстоятельствах в действиях юридического лица правомерно усмотрен состав административного правонарушения.
Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи и характеру допущенного правонарушения. Правовых оснований для смягчения назначенного наказания по делу правомерно не усмотрено, поскольку нарушение водного законодательства допущено в прибрежной защитной полосе озера, имеющего рыбохозяйственное значение, и вызвало обоснованные жалобы местных жителей в правоохранительные органы.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-западного территориального управления Росрыболовства от 03.02.2020, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 04.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Прионежская сетевая компания" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Щепалов |