Дело -- – -- / 2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- --
Свободненский городской суд --
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре У
с участием истицы М, представителя истцов Ш, представителя ответчика П,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
М, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М,
М,
Ч,
к администрации г. --
о признании незаконным отказа в признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и имеющими право на получение финансовой помощи за утрату имущества,
и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за утрату имущества,
У С Т А Н О В И Л:
-- в Свободненский городской суд -- от имени семьи М-Ч поступил вышеуказанный иск.
Исковое заявление подано представителем истцов Ш, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований истица М пояснила, что с -- она, её совершеннолетний сын М и несовершеннолетняя дочь М являются собственниками (по 1/3 доли у каждого) -- жилом -- в -- ФИО1 --. В данной квартире они постоянно проживали вместе с М (её супругом и отцом детей) и Ч (её матерью).
В июле-августе 2013 года в городе Свободном долгое время шли ливни, было сильное наводнение, и был введён режим ЧС. Пострадавшим в ЧС выплачивали деньги.
Их квартира была подтоплена в ЧС, и после ЧС, т.к. в подполье долго стояла вода – стала непригодной для проживания. Всё, что смогли из своих вещей – они заранее вывезли.
В августе 2013 года квартира была обследована комиссией, они были признаны пострадавшими в ЧС, и каждому зарегистрированному по месту жительства в этой квартире (ей, её детям М и М и её матери Ч) была оказана единовременная материальная помощь в размере по -- руб. 00 коп..
Кроме того, т.к. квартира в результате ЧС пришла в негодность и межведомственной комиссией была признана аварийной и подлежащей сносу, взамен утраченного в ЧС жилого помещения, Управление социальной защиты населения предоставило ей социальную выплату на строительство (приобретение) жилья. Свидетельство было выдано ей с учётом членов её семьи М, М и Ч. На эти средства они приобрели себе жилой -- по пер. Последнему, в котором они все вместе проживают в настоящее время.
Так как в результате ЧС пришла в негодность квартира, в которой они жили - полагают, что каждый из них, проживавших в ней в период ЧС, имеет право на финансовую помощь в связи с утратой имущества, по 100000 руб. 00 коп..
Кроме квартиры - никакое имущество у них не пострадало.
Они неоднократно обращались за финансовой помощью в администрацию --, но получали отказы, которые обжаловали в суд.
Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда от -- (Дело -- – -- / 2014 г.) – её совершеннолетний сын М признан имеющим право на получение финансовой помощи за частично утраченное в ЧС имущество (т.к. в ЧС стала непригодным жилое помещение, 1/3 доля которого принадлежала именно ему).
Просят суд:
признать отказ администрации незаконным,
признать их всех пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и имеющими право на получение финансовой помощи за утрату имущества по 100000 руб. 00 коп. каждому,
обязать ответчика включить их всех в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за утрату имущества.
и обратить решение к немедленному исполнению.
Истцы М и Ч в судебное заседание не явились. Просили рассматривать дело в их отсутствие. Будучи допрошенными в ходе рассмотрения дела, давали пояснения, аналогичные пояснениям М и на иске настаивали.
Представитель истцов Ш поддержал требования и доводы своих доверителей.
Представитель ответчика - администрации -- ФИО1 -- – П с иском согласна частично.
Так как в ЧС пострадал дом, принадлежащий на праве собственности только троим из семьи М-Ч (а именно М, её совершеннолетнему сыну М и несовершеннолетней дочери М) – только эти трое имеют право на получение финансовой помощи за утрату в ЧС принадлежащего им имущества.
Больше никакое имущество истцов в ЧС не пострадало, о чём имеется суждение во вступившем в законную силу решение Свободненского городского суда по гражданскому делу -- г. от -- года.
Оснований для оказания истцам М и Ч финансовой помощи за утраченное имущество не было и нет, т.к. нет никаких доказательств, что в ЧС пострадало какое-либо принадлежащее им имущество.
В период ЧС, при обследовании квартиры истцов, было установлено, что в результате ЧС дом был подтоплен водой. Сведений об утрате какого-либо другого имущества членов этой семьи, кроме жилого помещения, в том числе об утрате имущества М и Ч - акты обследования квартиры не содержат. В дом вода не заходила, долгое время стояла в подполье.
Акты обследования жилого помещения истцов никем не оспаривались и не признавались недействительными. Они были составлены компетентными лицами, по установленной форме, в соответствии с действующим законодательством, и оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность содержащихся в них сведениях – нет.
По результатам обследования, истцы М, её дети М и М, а также мать Ч были признаны пострадавшими в результате ЧС, им была оказана единовременная материальная помощь в размере по -- руб. 00 коп. каждому. А оснований для оказания им финансовой помощи – вначале не было установлено.
Но, т.к. в дальнейшем именно из-за ЧС пришла в негодность их квартира, собственники этой квартиры М, М и М стали иметь право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. У остальных членов семьи такое право не возникло.
С учётом вступившего в законную силу решения суда о признании одного из собственников пострадавшего в ЧС жилого помещения – М - просит иск удовлетворить частично, признав законными и обоснованными лишь требования М и её несовершеннолетней дочери М. В удовлетворении остальной части иска просит отказать, т.к. нет оснований для оказания истцам М и Ч финансовой помощи за частично или полностью утраченное имущество первой необходимости, т.к. жилое помещение, пострадавшее в ЧС и признанное непригодным для проживания – не являлось их собственностью истцов, а другое принадлежащее им имущество, пострадавшее в ЧС – комиссиями установлено не было.
Представители третьих лиц на стороне ответчика - Правительства ФИО1 --, и Министерства финансов ФИО1 -- в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались заблаговременно и надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили. Не просили рассматривать дело в их отсутствие. Своё отношение к заявленным требованиям не выразили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд, признав причины неявки третьих лиц неуважительными, рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22.07.2013 г. был введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Главы администрации г. Свободного от 05.08.2013 г. № 522, на территории города Свободного с 05.08.2013 г. был введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ч. 1 ст. 1);
- граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, … на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 1 и 7 ч. 1 ст. 18);
- порядок и условия, виды и размеры этих компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18);
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункт «л» ч. 1 ст. 11).
-- издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, ФИО1 и Магаданской областей, --», подпунктом «б» пункта 2 которого Правительству РФ было поручено: до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
-- Правительством ФИО1 -- во исполнение пункта 6 этого же указа, было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО1 -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
Пунктом 2 этого постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО1 -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории ФИО1 --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории ФИО1 --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Решением оперативного штаба комиссии при Правительстве ФИО1 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- (протокол N 21 от --) утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле - августе 2013 года на территории ФИО1 --.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических рекомендаций - они используются исполнительными органами государственной власти ФИО1 -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
Раздел 2 Методических рекомендаций регламентирует условия оказания гражданам единовременной материальной и финансовой помощи.
Пункт 2.1 Методических рекомендаций устанавливает, что единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне ЧС, и соответствующего условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплаты.
Пункт 2.2. Методических рекомендаций устанавливает, что единовременная материальная помощь (10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Пункты 2.3, 2.4 Методических рекомендаций устанавливают, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) были подтоплены водой в результате ЧС, или при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан.
Данные нормативные правовые акты не связывают факт получения пострадавшими в ЧС лицами единовременной материальной помощи или предоставление им жилых помещений взамен утраченных в ЧС с их безусловным правом на получение финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости.
И устанавливают, что финансовая помощь за утраченное имущество должна предоставляться только собственникам этого имущества.
Из свидетельства о государственной регистрации права от -- г., серии --, выданного Свободненским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 -- – следует, что М, М и М являются собственниками (по 1/3 доли у каждого) -- жилом -- в -- ФИО1 --, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним -- сделана запись регистрации № --
Из справки МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг --» от -- за -- следует, что на дату выдачи справки в указанной квартире были зарегистрированы по месту жительства все указанные собственники, и Ч.
Из акта обследования частного жилого помещения – спорной квартиры – от -- – следует, что М, её сын М, дочь М и Мать Ч были признаны пострадавшими в ЧС, и имеющими право на получение единовременной материальной помощи, в общей сумме -- руб. 00 коп..
Далее, как следует из акта обследования спорного жилого помещения от -- и заключения межведомственной комиссии от -- г., -- в --, в результате ЧС стала непригодной для проживания и не подлежит восстановлению.
Из-за того, что принадлежащая истцам М, --. и -- квартира, в которой они проживали вместе с другими членами семьи (мужем и отцом М и бабушкой Ч) в результате ЧС пришла в негодность и межведомственной комиссией была признана аварийной и подлежащей сносу - Управление социальной защиты населения предоставило М социальную выплату на строительство (приобретение) жилья. Свидетельство было выдано М с учётом членов её семьи М, М и Ч. Данное обстоятельство признаётся сторонами и подтверждается сообщением ГКУ АО УСЗН по -- и ЗАТО Углегорск от -- № --
В судебном заседании истцы пояснили, что с помощью данной социальной выплаты они приобрели себе жилой -- по пер. Последнему, в котором все вместе проживают в настоящее время.
Суд полагает, что т.к. в дальнейшем именно из-за ЧС пришла в негодность квартира, в которой истцы проживали - собственники этой квартиры М, М и М стали иметь право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. У остальных членов семьи такое право не возникло.
Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда от -- (Дело -- – -- / 2014 г.) – совершеннолетний сын истицы М - М - признан имеющим право на получение финансовой помощи за частично утраченное в ЧС имущество (т.к. в ЧС стала непригодным жилое помещение, 1/3 доля которого принадлежала именно ему).
Вместе с тем, оснований для признания истцов М и Ч имеющими право на получение финансовой помощи за утраченное имущество суд не установил, т.к. нет никаких доказательств, что в ЧС пострадало какое-либо принадлежащее им имущество.
В период ЧС, при обследовании квартиры, где проживали истцы М и Ч - было установлено, что в результате ЧС квартира была подтоплена водой. Сведений о порче или об утрате имущества истцов акты обследования квартиры от -- г., от -- - не содержат. В актах указано «подтопление жилого дома». Указанные акты обследования жилого помещения никем не оспаривались и не признавались недействительными. Они были составлены компетентными лицами, по установленной форме, в соответствии с действующим законодательством, и оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность содержащихся в них сведениях – нет.
На основании изложенного, суд полагает, что иск следует удовлетворить частично.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать М и несовершеннолетнюю М пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и имеющими право на получение финансовой помощи за утрату имущества.
Обязать администрацию -- включить М и несовершеннолетнюю М в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за утрату имущества.
В данной части обратить решение к немедленному исполнению. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, при допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от заявителей обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО1 областной суд через Свободненский городской суд ФИО1 -- в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
--
--
--