Дело № 2-7462/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2014г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Калиничевой И.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куринного ФИО10 к администрации города Ульяновска, Обществу с ограниченной ответственностью «МонолитСервис», Обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ», индивидуальному предпринимателю Сергиенко ФИО11, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании недействительными ненормативных актов, признании недействительными сделок,
У С Т А Н О В И Л :
Куринный А.В. обратился в суд с указанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, мотивируя следующим. В ДД.ММ.ГГГГ года ему стало известно, что на земельном участке, расположенном по адресу: севернее жилого <адрес>, кадастровый номер №, площадью № кв.м, стали производиться строительные работы по подготовке к возведению многоэтажного жилого дома. На основании заявления ООО «Симбирский взлет-НЕВ» от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении земельного участка в аренду под строительство гостиничного комплекса постановлением Главы администрации города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ. была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане. Распоряжением № № Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ. спорного земельного участка. Постановлением Главы города № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок передан в аренду ООО «Симбирский взлет-НЕВ» до ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор аренды земельного участка № между мэрией города Ульяновска и ООО «Симбирский взлет-НЕВ». ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Симбирский взлет-НЕВ» и индивидуальным предпринимателем Сергиенко ФИО15 заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами № был продлен срок договора аренды земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ. был заключен договор субаренды земельного участка между ИП Сергиенко ФИО16 и ООО «МонолитСервис». Считает, что утверждение схемы расположения, акта выбора, формирование спорного земельного участка и дальнейшее предоставление его в аренду с последующими действиями были проведены с нарушением законодательства. Земельный участок сформирован в границах земель водного фонда коренного русла реки Симбирки. Земельный участок был сформирован и предоставлен юридическому лицу администрацией города Ульяновска с нарушением установленного законодательством порядка и с превышением должностных полномочий по распоряжению федеральной собственностью. В соответствии с Генеральным планом г. Ульяновска, проектом планировки центральной части муниципального образования «город Ульяновск», спорный земельный участок отнесен к территории общего пользования, занятой объектами зеленого фонда и водным объектом. Соответственно он предназначен для беспрепятственного пользования неопределенным кругом лиц и не подлежит застройке. Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами № от ДД.ММ.ГГГГ был незаконно продлен срок договора аренды спорного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ., в то время как договор аренды № прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ. Для заключения договора аренды в преимущественном порядке на новый срок в соответствии с п.2.3.2 договора аренды арендатор обязан был направить письменное заявление арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора. Однако такое заявление от Сергиенко ФИО17 поступало только ДД.ММ.ГГГГ. Договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ. не прошел процедуру государственной регистрации, и в соответствии с п.8.1 договора № №, следовательно, является недействительным. Указанные действия нарушают его права на благоприятную окружающую среду и свободный доступ к водному объекту общего пользования. Он проживает в Ленинском районе г. Ульяновска, рядом с указанным земельным участком. Считает, что при формировании и предоставлении в аренду земельного участка было допущено нарушение законодательных требований к порядку формирования и выделения участка, что, в свою очередь, повлекло нарушение его права на благоприятную окружающую среду и свободный доступ к водному объекту. Просит признать недействительными постановление Главы города Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжение № № Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ года, постановление Главы города № от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче земельного участка в аренду ООО «Симбирский взлет-НЕВ» до ДД.ММ.ГГГГ., распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать недействительными (ничтожными) сделками договор аренды земельного участка № № между мэрией города Ульяновска и Обществом с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ» от ДД.ММ.ГГГГ., договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между ООО «Симбирский взлет-НЕВ» и ИП Сергиенко ФИО18, договор субаренды земельного участка между Сергиенко ФИО19. и ООО «МонолитСервис» от 07.04.2014г. Восстановить прежнее состояние земельного участка, существовавшее до нарушения права.
Истец Куринный ФИО20 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, поддержав доводы искового заявления. Уточнил, что просит признать сделки недействительными не как ничтожными, а оспоримыми. Дополнил, что Генеральным планом города Ульяновска определено, что на данном земельном участке имеется водный объект общего пользования. Река Симбирка течет от истока по <адрес> без коллектора. В настоящее время озеро на земельном участке ликвидировано, река заведена в коллектор без какого-либо разрешения. Территория огорожена забором, ведется строительство не гостиничного комплекса, а жилого дома. Данное строительство незаконно, так как имеется противоречие Правил землепользования и застройки города Ульяновска Генеральному плану, на данном участке находится водный объект, поэтому участок относится к местам общего пользования. Строительство ведется без разрешения. Администрация города Ульяновска не имела права распоряжаться земельным участком, на котором расположен водный объект. Это поверхностный водный объект – может быть пруд, может быть озеро. Поэтому необходимо привести земельный участок в прежнее состояние – восстановить водный объект, зеленый фонд.
Представитель ответчика ООО «МонолитСервис» Преткель ФИО31 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что согласно генеральному плану участок находится в зоне общественных центров с сопутствующей жилой застройкой, в зоне Ж-4. Участок не выходит за красные линии. Генеральный план не содержит координат, что не позволяет говорить о точности границ функциональных зон. Точное определение границ имеется только в Правилах землепользования и застройки. Каких-либо планировочных ограничений по использованию земельного участка не установлено. Предоставление земельного участка произведено в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок не располагается на водном объеме, расположен левее данного объекта. На земельном участке отсутствует поверхностный водный объект, не имеется его в реестре водных объектов. В данном месте проходит подземная река Симбирка, которая протекает под всем правобережьем города. Из-за того, что река в этом месте вышла наружу, образовалась запруда, болото, которое не является поверхностным водным объектом. Подземная река может быть заключена в коллектор, что и имеет место по всему центру города. Ответчик после предоставления земельного участка выполнял все требования законодательства, заключил необходимые договоры, разрабатывает проекты. На водном объеме законодательством не запрещено строить. Проводились работы по ливневой канализации, река в коллектор ответчиком не заключалась. Котлован вырыт для производства ливневой канализации, он является небольшим. Облагораживали территорию <адрес>. Сейчас работы приостановлены. Ответчик строит не жилой дом, а гостиничный комплекс.
Представитель ответчиков администрации города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Кулагина ФИО32 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что не представлено доказательств о наличии на данном земельном участке водного объекта. Земельный участок формировался не на водном объекте, а на поверхности суши. Заболоченность имеется за границами земельного участка. Выбор земельного участка был произведен в соответствии с нормами ст.ст.30,31 ЗК РФ.
Представители ответчиков Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО «Симбирский взлет-НЕВ», ответчик ИП Сергиенко ФИО21 в судебном заседании не участвовали, извещались.
Представитель третьего лица Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю ООО «Симбирский взлет-НЕВ» был произведен акт выбора земельного участка для строительства гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения. Адрес земельного участка – севернее жилого <адрес>, площадь земельного участка – № кв.м, зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж4.
Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, севернее жилого <адрес> (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующая территории №.
На момент выбора земельного участка, в ДД.ММ.ГГГГ году, действовал «Порядок взаимодействия Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков в городе Ульяновске - административном центре Ульяновской области под зданиями, строениями и сооружениями, а также для строительства объектов недвижимости до разграничения государственной собственности на землю», утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N 237 «О мерах по реализации закона Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области», который применялся при осуществлении Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области действий и принятии решений, определенных статьями 2, 3, частью 5 статьи 4, статьями 5, 6 Закона Ульяновской области "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области".
В разделе 3 данного «Порядка» определялись взаимодействия Департамента и органов местного самоуправления в случае приобретения прав на земельные участки для строительства объектов недвижимости.
Так, согласно п. 3.1. «Порядка», граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, если размер земельного участка превышает максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на основании решения органа местного самоуправления, определенный пунктом 1 постановления, обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в Департамент.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.5, 3.6, 3.7 «Порядка» Департамент при наличии всех документов, определенных Перечнем, направляет обращение в орган местного самоуправления (с приложением одного экземпляра пакета документов, представленных заявителем), который обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Орган местного самоуправления оформляет акт о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны и утверждает схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления направляет в Департамент схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, согласованный акт о выборе земельного участка и информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, а также сведения о наличии либо отсутствии возражений со стороны населения.
Департамент при наличии согласованного акта о выборе земельного участка и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно данному «Порядку» Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ. было издано распоряжение № № «О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения севернее жилого <адрес>». Данным распоряжением был утвержден акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка площадью № кв.м. расположенного севернее жилого <адрес> для строительства гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения.
Между ООО «Симбирский взлет-НЕВ» и мэрией города Ульяновска был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому арендатору ООО «Симбирский взлет-НЕВ» был передан в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, из земель - земли населенных пунктов, территориальная зона № для строительства гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения на срок с ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Симбирский взлет-НЕВ» ДД.ММ.ГГГГ передал свои права арендатора по данному договору аренды индивидуальному предпринимателю Сергиенко ФИО22. по договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением КУГИЗ администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № срок договора аренды земельного участка был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией города Ульяновска и ИП Сергиенко ФИО23. было заключено соглашение № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. № №.
Согласно данному соглашению срок аренды земельного участка был продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из сообщения Управления Росреестра по Ульяновской области, договор аренды земельного участка, договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, соглашение к договору аренды земельного участка были зарегистрированы в Управлении Росреестра.
На настоящее время земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, передан ответчику ООО «МонолитСервис».
Передача произведена в соответствии с договором субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., по которому Сергиенко ФИО24. передал ООО «МонолитСервис» земельный участок в субаренду сроком на 4 месяца.
Затем между Сергиенко ФИО25 и ООО «МонолитСервис» ДД.ММ.ГГГГ. был заключен следующий договор субаренды данного земельного участка, также сроком на 4 месяца.
Администрацией Ленинского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ Обществу «МонолитСервис» было выдано разрешение на производство земляных работ на территории Ленинского района города Ульяновска по адресу: <адрес> для прокладки ливневой канализации. Срок производства земляных работ с ДД.ММ.ГГГГ., срок восстановления благоустройства с ДД.ММ.ГГГГ
На настоящее время срок производства земляных работ истек, однако судом установлено, что на земельном участке продолжаются работы, вырыт котлован, работает техника, проходит прокладка инженерных сооружений, что усматривается из представленных суду фотографий, не отрицается и ответчиком ООО «МонолитСервис».
Ответчиком ООО «МонолитСервис» проводятся работы по подготовке проекта на строительство гостиничного комплекса, по проведению инженерно-геологических изысканий, исследований на установление санитарно-защитной зоны, получение технических условий по данному объекту и т.д.
Администрацией города Ульяновска был выдан градостроительный план земельного участка по адресу: севернее жилого <адрес>, для строительства гостиницы.
В градостроительном плане указано, что земельный участок находится в зоне № среди основных видов разрешенного использования указано также размещение гостиниц.
В разделе 2.2.4 градостроительного плана указано, что участок находится в <адрес> севернее жилого <адрес>.
Указания на то, что на земельном участке находится водоем, градостроительный план не содержит.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».
Согласно п. 2 Правил, настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Ульяновск" (далее - городской округ) систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании для создания условий устойчивого развития городского округа, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства и размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства; подготовки документов для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства и размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля соответствия градостроительным регламентам завершенных строительством объектов капитального строительства и их последующего использования, а также размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» земельный участок севернее жилого <адрес> в <адрес> расположен в зоне № – зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в которой гостиницы отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка.
Согласно Генеральному плану г. Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007г. № 83, данный земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования. На Генеральном плане на данном земельном участке обозначен водный объект.
Согласно проекту планировки территории центральной части муниципального образования «город Ульяновск», утвержденному постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009г. № 5845, земельный участок отнесен к территории общего пользования, а именно к объектам зеленого фонда.
На картографическом изображении приложения № к указанному постановлению на территории земельного участка севернее жилого <адрес> указан водный объект.
Таким образом, имеет место несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Генеральному плану г. Ульяновска в части указания на территории спорного земельного участка водного объекта и указания на наличие зеленых насаждений общего пользования.
Данное несоответствие противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ, в частности, статье 31, согласно которой подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта Правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану поселения, Генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (п.9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект Правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Таким образом, Правила землепользования и застройки должны соответствовать Генеральному плану поселения.
Генеральный план имеет большую юридическую силу по отношению к Правилам застройки и землепользования.
Тот факт, что на земельном участке по адресу: севернее жилого <адрес> в <адрес> имеется водный объект, подтверждается следующим.
Согласно сообщению Нижне-Волжского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Ульяновской области Федерального агентства водных ресурсов расположенный севернее жилого <адрес> в <адрес> водный объект (река Симбирка) в настоящее время не зарегистрирован в Государственном водном реестре (ГВР). ГВР находится в стадии формирования.
ФГБУ «СРЕДНЕВОЛЖРЫБВОД» по обращению ООО «МонолитСервис» проводил в июле 2014 года «Оценку воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания по проекту «Вынос дождевой канализации строительного объекта» (<адрес>)».
В данных лабораторных исследованиях отмечено следующее. Целью данной работы была оценка величины ущерба, наносимого водным биоресурсам реки Симбирка в результате проведения работ по выносу дождевой канализации строительного объекта (<адрес>, севернее жилого <адрес>).
Указано, что объект строительства расположен в <адрес>. Проектом предусмотрено заключение <адрес> в бетонный коллектор диаметром 800 мм с последующим направлением в ливневую канализацию, проходящую по <адрес>, диаметром 1000 мм.
Далее, отмечается, что река Симбирка – правобережный приток <адрес>, приток второго порядка Куйбышевского водохранилища. Согласно ГОСТу 17.1.2.04-77 «Показатели состояния и правила таксации» рыбохозяйственных водных объектов» и приказу Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2009г. № «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения…» река Симбирка соответствует водным объектам рыбохозяйственного значения второй категории. Устье <адрес> находится рядом с Богоявленским спуском примерно в 1 км от моста в <адрес>, выше по течению <адрес>. Протяженность реки Симбирка составляет около 8 км. Ширина – от 0,5 до 7 м. Глубина – 0,2 – 1,3 м. В результате застройки города река заключена в подземный коллектор, на поверхность выходит лишь в верхней части реки и почти перестала существовать как поверхностный водный объект. Река берет начало в <адрес>, в конце ул. Федерации. Исток имеет название Маришкин родник, выход – в овраге двух ключей, расстояние между которыми составляет 5 м.
В исследовании указано, что на пересечении <адрес> и ул. Федерации в пойме реки Симбирка находится озеро. По берегам растет рогоз и камыш. Часть озера два года назад была засыпана и заасфальтирована. Оставшийся участок озера сильно загрязнен бытовым мусором. В настоящее время здесь ведутся строительные работы, озеро наполовину засыпано и завалено грунтом и строительным мусором. По уже засыпанной части озера для стока воды проложен коллектор.
Таким образом, исследованными судом доказательствами бесспорно установлено наличие на спорном земельном участке водного объекта.
В соответствии со ст.5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры)…
В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, являются водоохранными зонами.
Согласно п.10 указанной статьи водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
В связи с чем водоохранная зона части реки Симбирки, заключенной в коллектор, не установлена.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
По информации Нижне-Волжского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Ульяновской области Федерального агентства водных ресурсов радиус водоохраной зоны истока реки Симбирка – родника Маришка – составляет 50 м, ширина прибрежной защитной полосы истока реки Симбирка также составляет 50 м.
В соответствии с ч.1 ст.102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Частью 1 ст. 8 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № были утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». В соответствии с п.2 указанных Правил водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, могут предоставляться в пользование для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
Предоставление в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, водоемов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, или частей таких водоемов, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа.
На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.
К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта в случаях, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 2 настоящих Правил, кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются сведения о технических параметрах указанных в этих подпунктах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.
Представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
После принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в государственном водном реестре.
Работы по заключению реки в подземный коллектор также относятся к работам на водном объекте.
Как указывает в своем отзыве на иск Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, 14.07.2014г. ООО «МонолитСервис» обращалось с заявлением о предоставлении реки Симбирка в пользование для строительства ливневой канализации. В выдаче такого разрешения было отказано по причине отсутствия согласования условий водопользования от Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ульяновской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства.
Таким образом, своими действиями ответчик ООО «МонолитСервис» также признает наличие на земельном участке водного объекта.
Факт невключения данного водного объекта в Государственный водный реестр не опровергает достоверно установленный факт нахождения на земельном участке, предоставленном в субаренду ответчику ООО «МонолитСервис», поверхностного водного объекта.
Обозначение водного объекта на спорном земельном участке имеется и на представленной суду ответчиком ООО «МонолитСервис» схеме (проект границ) от 2005г.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке площадью 3477 кв.м, расположенном по адресу: севернее жилого <адрес> в <адрес> имеется водный объект. Кроме того, земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.
Для данной категории земельных участков предусмотрен особый порядок их предоставления и использования.
Данный порядок по рассматриваемому делу соблюден не был, разрешения на предоставление земельного участка с находящимся на нем водным объектом уполномоченным органом выдано не было. Отказано было также в предоставлении водного объекта для производства работ по ливневой канализации.
Разрешения на строительство гостиницы на данном земельном участке также не выдавалось.
Само формирование земельного участка для строительства гостиничного комплекса, на котором расположен водный объект, также противоречит требованиям ст.102 ЗК РФ.
Поскольку водные объекты относятся к федеральной собственности, действия органов местного самоуправления по предоставлению спорного земельного участка в аренду нельзя признать правомерными, так как ФИО1 не наделяла администрацию <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, на котором находится водный объект.
Принимая во внимание, что на земельном участке, переданным в субаренду ответчику ООО «МонолитСервис», расположен водный объект, имеются зеленые насаждения общего пользования, неправомерным предоставлением данного земельного участка в аренду для строительства гостиничного комплекса нарушены права истца на пользование указанным водным объектом, зеленым фондом, то есть территорией общего пользования.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению исковые требования о признании недействительными ненормативных актов по формированию и предоставлению земельного участка по адресу: севернее жилого <адрес> в <адрес>, а именно: постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> на кадастровом плане»; распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения севернее жилого <адрес>»; постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О передаче ООО «Симбирский взлет-НЕВ» в аренду земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска»; распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № №
Также подлежат удовлетворению требования о признании недействительными договора аренды земельного участка, договора передачи прав и обязанностей, договора субаренды земельного участка.
Согласно ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно ст.167 ГК РФ если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Учитывая вышеизложенное, подлежат признанию недействительными договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между мэрией города Ульяновска и Обществом с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ», и производные от данного договора аренды земельного участка - договор от ДД.ММ.ГГГГ передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ» и Сергиенко ФИО26 договор субаренды земельного участка от 07.04.2014г., заключенный между Сергиенко ФИО27 и Обществом с ограниченной ответственностью «МонолитСервис».
По данным сделкам – договору аренды земельного участка, договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, договору субаренды земельного участка, которые относятся к оспоримым сделкам, прекращается их действие на будущее время, без применения последствий недействительности сделки.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом положений ст.12 ГК РФ суд считает возможным для восстановления нарушенного права возложить на ответчика ООО «МонолитСервис» обязанность по возвращению земельного участка в первоначальное состояние, которое существовало до начала строительных работ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Куринного ФИО28 удовлетворить.
Признать недействительными: постановление Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска на кадастровом плане»; распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения севернее жилого <адрес>»; постановление мэрии города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № «О передаче ООО «Симбирский взлет-НЕВ» в аренду земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска»; распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от ДД.ММ.ГГГГ. № №
Признать недействительными: договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между мэрией города Ульяновска и Обществом с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ»; договор от ДД.ММ.ГГГГ передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ» и Сергиенко ФИО29; договор субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Сергиенко ФИО30 и Обществом с ограниченной ответственностью «МонолитСервис».
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «МонолитСервис» обязанность вернуть земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, севернее жилого <адрес>, в первоначальное состояние.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова