Стр. -2.169
Дело № 2-4142/2021
УИД 36RS0004-01-2021-004824-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.
при секретаре Жегулиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кондренко Владимира Анатольевича к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении ответов на обращения, обязании предоставления информации на письменное обращение от 10.12.2020г. об уборке строительного и бытового мусора в подвальном помещении, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кондренко В.А. обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении ответа на его обращение от 10.12.2020г.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что многоквартирный жилой дом №35 по ул. Плехановская г. Воронежа находится в управлении ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»».
10.12.2020г. он обратился к ответчику с письменным обращением (вх. № без регистрационного номера от 10.12.2020 товарищества собственников недвижимости ТСЖ «Плехановская 35») о предоставлении полной и объективной информации о выполнении работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа.
Ответчик указанные в заявлении требования истца не исполнил и официального письменного ответа не представил, чем нарушил право истца как потребителя на получение информации о предоставляемых исполнителем на платной основе коммунальных услугах.
Также истец указывает, что в результате пережитых им нравственных страданий у него развилась <данные изъяты>.Таким образом, проявление данных заболеваний привели к физическим страданиям.
В связи с вышеизложенным, Кондренко В.А. просит суд признать незаконным бездействие Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»», выразившееся в не направлении ответа на обращение Кондренко В.А. в ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»» от 10.12.2020г. (вх. без регистрационного номера от 10.12.2020г.); обязать Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» предоставить Кондренко В.А. письменную информацию на обращение от 10.12.2020г. (вх. без регистрационного номера от 10.12.2020г), содержащий полную и объективную информацию о выполнении работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа с оформлением актов и справок о выполненных работ с указанием источника финансирования и стоимости установленной формы; взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
В судебном заседании истец Кондренко В.А. уточнил свои исковые требования в части признания незаконным бездействие Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»», выразившееся в не направлении ответа на обращение Кондренко В.А. в ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»» от 08.12.2020г. в 10-ти дневный срок. В остальной части свои исковые требования полностью поддержал.
Представитель истца по устному ходатайству Алмазова М.Н. требования своего доверителя с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчика – Лошак А.И. возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Кондренко В.А. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8).
Исполнителем оплачиваемых истцом услуг в указанном многоквартирном доме является Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»».
Также судом установлено, что 10.12.2020г. Кондренко В.А. направил в ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»» обращение (претензию), в котором просил:
1) Выполнить работы по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа;
2) В соответствии с пунктом 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, в срок в течение 3-х рабочих дней с даты получения претензии предоставить письменную информацию о выполнении работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа, указанных в пункте 1 настоящей Претензии посредством почтового отправления заказным письмом по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Факт получения данного обращения (претензии) представителем ответчика не оспаривался.
Однако, в установленный срок ответ на данное обращение истцу не был дан.
19.08.2021 в судебное заседание председателем правления ТСН «ТСЖ «Плехановская 35» Лошак А.И. был предоставлен письменный ответ от 25.07.2021г. на обращение от 10.12.2020, согласно которому истцу сообщено, что в настоящее время ТСЖ определяет объем и стоимость работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 МКД, выбираются предлагаемые на рынке услуг варианты для определения подрядчика исходя из требования разумности затрат на выполнение работ.
Также в данном ответе указано, что ТСЖ рассмотрит его предложения по определению подрядчика, а также, что для выполнения работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 будет заключен договор подряда. Кроме того, выясняется вопрос по определению места вывоза строительного и бытового мусора и определению стоимости работ по вывозу мусора. После определения подрядчика и заключения договора подряда будут организованы указанные работы с оформлением актов и справок о выполненных работах с указанием источников финансирования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, которая применяется в соответствии с п. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ на территории Воронежской области с 01.07.2017, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
П. п. "ж" п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 предусмотрено предоставление потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Согласно п. п. "з" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731.
К спорным правоотношениям подлежит применению стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, в редакции от 27.03.2018.
Перечень сведений, которые должны быть раскрыты управляющей компанией, содержится в пунктах 3, 8 - 11, 13, 14 Стандарта.
В силу п. 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Пунктом 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (пп. «а»).
В пункте 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Постановлением Правительства от 27.03.2018 №331 в Стандарт раскрытия информации №731 внесены изменения, согласно которым признаны утратившими силу: подпункты "б" - "г" пункта 5, подпункты "б" и "в" пункта 5(1), пункты 7, 15, подпункты "б" и "в" пункта 16, пункты 17 - 23 стандарта, а Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, дополнены разделом VIII «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом».
Согласно п.34 названного Порядка управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п.35).
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36).
Таким образом, порядок, способы и сроки предоставления управляющей компанией информации определены исключительно Стандартом раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731, в связи с чем, истец, как собственник жилого помещения, имеет право на получение информации о деятельности управляющей компании в определенном объеме, установленном законодателем.
Пункт 3 Стандарта № 731 содержит исчерпывающий перечень и объем информации (документов), подлежащий раскрытию управляющей организацией, который не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Поскольку, как было бесспорно установлено в ходе судебного разбирательства, ответ на обращение истца от 08.12.2020г. не был дан в установленный срок, то суд полагает требование Кондренко В.А. о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не направлении ответов на его претензию от 08.12.2020 года в установленный срок подлежащим удовлетворению
В силу ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Наличие причинно-следственной связи между заболеваниями истца и неполучением ответа на обращение, суд не установил. Вместе с тем, исходя из того, что истец имеет преклонный возраст, вынужден обращаться в суд за защитой своего права, в производстве Ленинского суда г.Воронежа находилось и находится большое количество споров между этими же сторонами, а кроме того, учитывая, что ответ на обращение и истребуемые документы были даны истцу лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, уменьшив при этом, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, ее размер до 300 руб. В остальной части – отказать. При этом суд исходит из того, что ответчиком были нарушены права истца как потребителя, на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кондренко Владимира Анатольевича удовлетворить частично.
Признать бездействие Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»», выразившееся в не направлении ответа на претензию Кондренко Владимира Анатольевича от 10 декабря 2020 года в установленный срок – незаконным.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» в пользу Кондренко Владимира Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 300 руб. Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца.
Судья И.В. Хрячков
Стр. -2.169
Дело № 2-4142/2021
УИД 36RS0004-01-2021-004824-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.
при секретаре Жегулиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кондренко Владимира Анатольевича к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении ответов на обращения, обязании предоставления информации на письменное обращение от 10.12.2020г. об уборке строительного и бытового мусора в подвальном помещении, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кондренко В.А. обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении ответа на его обращение от 10.12.2020г.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что многоквартирный жилой дом №35 по ул. Плехановская г. Воронежа находится в управлении ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»».
10.12.2020г. он обратился к ответчику с письменным обращением (вх. № без регистрационного номера от 10.12.2020 товарищества собственников недвижимости ТСЖ «Плехановская 35») о предоставлении полной и объективной информации о выполнении работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа.
Ответчик указанные в заявлении требования истца не исполнил и официального письменного ответа не представил, чем нарушил право истца как потребителя на получение информации о предоставляемых исполнителем на платной основе коммунальных услугах.
Также истец указывает, что в результате пережитых им нравственных страданий у него развилась <данные изъяты>.Таким образом, проявление данных заболеваний привели к физическим страданиям.
В связи с вышеизложенным, Кондренко В.А. просит суд признать незаконным бездействие Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»», выразившееся в не направлении ответа на обращение Кондренко В.А. в ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»» от 10.12.2020г. (вх. без регистрационного номера от 10.12.2020г.); обязать Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» предоставить Кондренко В.А. письменную информацию на обращение от 10.12.2020г. (вх. без регистрационного номера от 10.12.2020г), содержащий полную и объективную информацию о выполнении работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа с оформлением актов и справок о выполненных работ с указанием источника финансирования и стоимости установленной формы; взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
В судебном заседании истец Кондренко В.А. уточнил свои исковые требования в части признания незаконным бездействие Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»», выразившееся в не направлении ответа на обращение Кондренко В.А. в ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»» от 08.12.2020г. в 10-ти дневный срок. В остальной части свои исковые требования полностью поддержал.
Представитель истца по устному ходатайству Алмазова М.Н. требования своего доверителя с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчика – Лошак А.И. возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Кондренко В.А. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8).
Исполнителем оплачиваемых истцом услуг в указанном многоквартирном доме является Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»».
Также судом установлено, что 10.12.2020г. Кондренко В.А. направил в ТСН «ТСЖ «Плехановская 35»» обращение (претензию), в котором просил:
1) Выполнить работы по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа;
2) В соответствии с пунктом 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, в срок в течение 3-х рабочих дней с даты получения претензии предоставить письменную информацию о выполнении работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 многоквартирного дома № 35 по ул. Плехановская г. Воронежа, указанных в пункте 1 настоящей Претензии посредством почтового отправления заказным письмом по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Факт получения данного обращения (претензии) представителем ответчика не оспаривался.
Однако, в установленный срок ответ на данное обращение истцу не был дан.
19.08.2021 в судебное заседание председателем правления ТСН «ТСЖ «Плехановская 35» Лошак А.И. был предоставлен письменный ответ от 25.07.2021г. на обращение от 10.12.2020, согласно которому истцу сообщено, что в настоящее время ТСЖ определяет объем и стоимость работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 МКД, выбираются предлагаемые на рынке услуг варианты для определения подрядчика исходя из требования разумности затрат на выполнение работ.
Также в данном ответе указано, что ТСЖ рассмотрит его предложения по определению подрядчика, а также, что для выполнения работ по уборке строительного и бытового мусора в технических подвальных помещениях подъездов №№1-7 будет заключен договор подряда. Кроме того, выясняется вопрос по определению места вывоза строительного и бытового мусора и определению стоимости работ по вывозу мусора. После определения подрядчика и заключения договора подряда будут организованы указанные работы с оформлением актов и справок о выполненных работах с указанием источников финансирования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, которая применяется в соответствии с п. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ на территории Воронежской области с 01.07.2017, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
П. п. "ж" п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 предусмотрено предоставление потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Согласно п. п. "з" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731.
К спорным правоотношениям подлежит применению стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, в редакции от 27.03.2018.
Перечень сведений, которые должны быть раскрыты управляющей компанией, содержится в пунктах 3, 8 - 11, 13, 14 Стандарта.
В силу п. 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Пунктом 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (пп. «а»).
В пункте 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Постановлением Правительства от 27.03.2018 №331 в Стандарт раскрытия информации №731 внесены изменения, согласно которым признаны утратившими силу: подпункты "б" - "г" пункта 5, подпункты "б" и "в" пункта 5(1), пункты 7, 15, подпункты "б" и "в" пункта 16, пункты 17 - 23 стандарта, а Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, дополнены разделом VIII «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом».
Согласно п.34 названного Порядка управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п.35).
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36).
Таким образом, порядок, способы и сроки предоставления управляющей компанией информации определены исключительно Стандартом раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731, в связи с чем, истец, как собственник жилого помещения, имеет право на получение информации о деятельности управляющей компании в определенном объеме, установленном законодателем.
Пункт 3 Стандарта № 731 содержит исчерпывающий перечень и объем информации (документов), подлежащий раскрытию управляющей организацией, который не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Поскольку, как было бесспорно установлено в ходе судебного разбирательства, ответ на обращение истца от 08.12.2020г. не был дан в установленный срок, то суд полагает требование Кондренко В.А. о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не направлении ответов на его претензию от 08.12.2020 года в установленный срок подлежащим удовлетворению
В силу ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Наличие причинно-следственной связи между заболеваниями истца и неполучением ответа на обращение, суд не установил. Вместе с тем, исходя из того, что истец имеет преклонный возраст, вынужден обращаться в суд за защитой своего права, в производстве Ленинского суда г.Воронежа находилось и находится большое количество споров между этими же сторонами, а кроме того, учитывая, что ответ на обращение и истребуемые документы были даны истцу лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, уменьшив при этом, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, ее размер до 300 руб. В остальной части – отказать. При этом суд исходит из того, что ответчиком были нарушены права истца как потребителя, на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кондренко Владимира Анатольевича удовлетворить частично.
Признать бездействие Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35»», выразившееся в не направлении ответа на претензию Кондренко Владимира Анатольевича от 10 декабря 2020 года в установленный срок – незаконным.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» в пользу Кондренко Владимира Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 300 руб. Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца.
Судья И.В. Хрячков