Решение по делу № 2-1152/2013 ~ М-1107/2013 от 28.08.2013

Р Е Ш Е Н И Е №2-1152/2013

Именем Российской Федерации

<адрес> «16» октября 2013 года

<адрес>

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Кульмурзиновой М.Н., с участием прокурора Переволоцкого района – Курамшина В.З., представителя ответчика главы администрации МО «Преторийский сельсовет» - К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия в непринятии мер по оформлению в собственность и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия в непринятии мер по оформлению в собственность и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища, указав в заявлении, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в части владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, земельного законодательства.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу требований ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооруженными на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Согласно ст. 1 ФЗ «О землеустройстве» землеустройство – это мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

В соответствии со ст.17 указанного Закона «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688.

Частью 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимым имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе.

В соответствии со ст.18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Согласно нормам Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение данным имуществом является неправомерным.

Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что право собственности администрации муниципального образования «Преторийский сельсовет» на 8 кладбищ, расположенных на территории сельсовета в населенных пунктах: <адрес>, до настоящего времени не зарегистрировано. Земельные участки, на которых расположены кладбища, на государственный кадастровый учет объектов недвижимости не поставлены, межевание не произведено, в связи с чем, администрация сельского поселения не может в полной мере осуществлять по отношению к данным объектам права собственника.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости - кладбища и расположенные под ними земельные участки, препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право на данное имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены кладбища, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Общественное кладбище, относится к недвижимому имуществу, поскольку прочно связано с землёй, перемещение указанного объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Проведенной проверкой установлено, что общественные кладбища, расположенные на территории муниципального образования «Преторийский сельсовет», до настоящего времени на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлены.

Статус указанных захоронений, являющихся объектами, создающими потенциальную опасность для граждан, требует принятия мер по передаче его в муниципальную собственность для предотвращения нарушения санитарных и экологических норм и правил, результатом нарушения которых, может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде.

До настоящего времени со стороны администрации муниципального образования «Преторийский сельсовет», мер по принятию указанных объектов в муниципальную собственность не принято.

Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления обязанности по организации на территории муниципального образования мест захоронений, отвечающих требованиям федерального законодательства, содержанию мест захоронений, тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, право последних на благоприятную окружающую среду.

Непринятие должных мер по содержанию кладбищ может привести к созданию антисанитарных условий, нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, отсутствие контроля за эксплуатацией действующих мест захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление предъявляется прокурором в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку численность жителей муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес> величина не постоянная и может изменяться.

Просит:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность и постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено кладбище.

- обязать администрацию муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес> принять меры по оформлению в собственность и постановке на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, находящиеся в населенных пунктах <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании истец прокурор Переволоцкого района – Курамшин В.З. требования поддержал, просил заявление удовлетворить и установить ответчику срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года, требования обосновал доводами, изложенными в заявлении.

Представитель ответчика глава МО «Преторийский сельсовет» -К. требования прокурора признал в полном объеме, пояснив, что указанные нарушения имеют место, будут устранены в указанный срок.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если оно противоречит закону, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что у суда имеются все основания для принятия судом признания иска заявленных прокурором требований представителем ответчика, так как оно не нарушает права и законные интересы третьих лиц, направлено на восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц.

Полномочия представителя ответчика в части признания требований проверены судом, подтверждаются Уставом МО, последствия признания иска – вынесение судом решения, которым удовлетворяются требований истца, представителю ответчика разъяснены и поняты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39,173, 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.

Обязать администрацию муниципального образования «Преторийский сельсовет» <адрес> принять меры по оформлению в собственность и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, находящиеся в населенных пунктах: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Об исполнении решения суда известить суд в течение месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья Чарикова Т.Н.

2-1152/2013 ~ М-1107/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Переволоцкого района
Ответчики
Администрация МО Преторийский сельсовет
Суд
Переволоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Чарикова Тамара Николаевна
Дело на сайте суда
perevolotsky--orb.sudrf.ru
28.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2013Передача материалов судье
30.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2013Подготовка дела (собеседование)
10.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2013Судебное заседание
16.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее