Мотивированное решение 24.01.2020
№ 2-1-131/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М.,
при секретаре Семиной Т.А.
с участием:
представителя истца – старшего помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Турышевой Е.А.,
представителя ответчика – администрации ГО Красноуфимск - Леденевой А.В.
представителя ответчиков - Управление образованием ГО Красноуфимск и МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» - Талалаевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Красноуфимск, муниципальному органу управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства по профилактике терроризма в образовательных учреждениях,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации ГО Красноуфимск, МО Управление образованием ГО Красноуфимск, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», в котором просил:
Обязать администрацию ГО Красноуфимск и МО Управление образованием ГО Красноуфимск в срок до 01.05.2020 года выделить денежные средства обеспечивающие финансирование установки ограждения периметра объекта в здании МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» в срок до 01.09.2020 года установить ограждение периметра объекта в здании МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с предъявляемыми требованиями к ограждениям периметра объекта образовательных учреждений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере исполнения законодательства в учреждениях образования, в том числе соблюдения антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа Красноуфимск, в ходе которой установлено, что в здании МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», расположенном по адресу: <адрес>, материал и высота ограждения периметра объекта не соответствуют предъявляемым требованиям. Имеющееся ограждение в образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В судебном заседании старший помощник Красноуфимского межрайонного прокурора поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации городского округа Красноуфимск в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что мероприятия по выделению денежных средств проведены. Выделено 8 млн. руб. на все подведомственные общеобразовательные учреждения.
Представитель ответчика – Муниципального органа управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск и муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в настоящий момент выполнен локально-сметный расчет. Предварительные сметы по всем подведомственным Управлению образованием ГО Красноуфимск учреждениям, превышают сумму 8 млн. руб.
Представитель третьего лица Красноуфимский отдел вневедомственной охраны – филиал Федерального Государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащем образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», расположенном по адресу: <адрес>, материал и высота ограждения периметра объекта не соответствуют предъявляемым требованиям.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие полного ограждения территории периметра объекта не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В силу подпункта 7.1 пункта 1 статьи 6 Устава городского округа Красноуфимск, принятого Решением Красноуфимского городского Совета от 26 мая 2005 года № 15 / 2 «О принятии Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск» (далее - Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Подпунктом 43.4 пункта 1 статьи 31 Устава установлено, что к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 21 Устава структуру органов местного самоуправления городского округа составляют в том числе, муниципальный орган управления образованием Управление образования городского округа Красноуфимск.
Согласно пунктам 1, 2 и подпункту 3 пункта 4 статьи 35 Устава муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск (далее - Управление) является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Муниципальный орган обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и Уставом. К полномочиям муниципального органа относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 5, подпунктом 5 пункта 13, подпунктами 6 и 14 пункта 15 Положения о муниципальном органе управления образованием городского округа Красноуфимск, утвержденного Решением Думы городского округа Красноуфимск от 24 декабря 2015 года №54/4 «Об утверждении Положения «О Муниципальном органе управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск»» (далее - Положение) Управление является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных Управлению муниципальных образовательных организаций (далее - муниципальные образовательные организации), расположенных на территории городского округа Красноуфимск. Управление оказывает муниципальные услуги и исполняет функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления городского округа в сфере образования по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Управление, в соответствии с возложенными на него полномочиями, осуществляет функции по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в том числе за счет планирования проведения работ по капитальному, текущему ремонту зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных организаций, координации хода работ по капитальному ремонту их зданий; участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
В соответствии с пунктами 7 и 36 Положения финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы Управления. Управление выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» функции и полномочия учредителя, в том числе в области финансового обеспечения, от имени муниципального образования городской округ Красноуфимск исполняет муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131 — ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 37 Закона № 131 - ФЗ местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не могут служить основанием для неисполнения законодательства Российской Федерации в указанной сфере, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает от исполнения возложенных обязанностей и не ставит в зависимость от финансовых возможностей выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности.
20.09.2019 года за № 1 - 802в - 19/8 Красноуфимским межрайонным прокурором в адрес начальника муниципального органа управления образованием - Управление образованием городского округа Красноуфимск вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о антитеррористической защищенности образовательных учреждений, которое 17.10.2019 года рассмотрено, нарушения до настоящего момента не устранены.
Согласно представленной в материалы дела сводной бюджетной росписи местного бюджета, а также бюджетной росписи Управление образованием ГО Красноуфимск на 2020 и плановый период 2021-2022 годы на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений (приведение зданий и сооружений в соответствии с требованиями по антитеррористической защищенности) выделено 8 418 060 руб.
Вместе с тем, из представленного Управлением образованием ГО Красноуфимск перечня локально-сметных расчетов на выполнение мероприятий антитеррористической защищенности объектов образования в 2020 году необходимо более 11 000 000 рублей.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд приходит к выводу о необходимости обеспечения безопасности обучающихся и работников, находящихся в учреждении путем принятия профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, поскольку факт отсутствия надлежащего ограждения в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, а осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие надлежащего ограждения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.05.2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №1-109/2014 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №1-109/2014 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.09.2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №1-109/2014 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░