Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-407/2023 (2а-3021/2022;) ~ М-2675/2022 от 29.11.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2023 г. г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Томиловой М.И.,

при секретаре Кондратьевой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2022-004882-38 (производство № 2а-407/2023) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Кузьмину В.Г о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Кузьмину В.Г. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018-2020г.г. в сумме 9180 рублей и пени в размере 487,4 руб., ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему транспортных средств, не своевременно исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность, которое было оставлено без исполнения.

Определением мирового судьи от 30.06.2022 г. судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и пени на основании возражений Кузьмина В.Г. отменен, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, предоставив письменное заявление, просил взыскать с Кузьмина В.Г. недоимку по транспортному налогу по требованию №70803 от 15.12.2021г. в размере 9180 руб. и пени в размере 43,53 руб.

Административный ответчик Кузьмин В.Г. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен лично под роспись, при этом причину неявки Кузьмин В.Г. суду не сообщил, ходатайство об отложении не предоставил.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, гарантирующую равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

В предыдущем судебном заседании административный ответчик Кузьмин В.Г. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что налоговый орган не обосновал размер транспортного налога на лодку, которая не имеет стационарного двигателя. Налог на автомобиль им был оплачен до отмены судебного приказа у мирового судьи. Налоговые уведомления и требования он от налогового органа не получал. Не оспаривал наличие у него личного кабинета налогоплательщика, однако данным сервером он не пользуется, доказательств получения им налогового уведомления и требования об уплате налога административным истцом не предоставлено.

Суд, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002) определены ставки транспортного налога, порядок его уплаты налогоплательщиками, являющимися организациями, а также предусматривает льготы по транспортному налогу, основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).

Судом установлено и следует из материалов дела, что МИФНС №23 по Самарской области в отношении Кузьмина В.Г. был произведен расчет транспортного налога за 2018-2020г.г., с учетом следующих транспортных средств:

-моторная лодка Р7485КЫ;

-автомобиль КИА СПОРТАЖ, г/н М005АА163.

В связи с произведенным расчетом налоговым органом сформировано налоговое уведомление от 01.09.2021г. № 84155879 на уплату транспортного налога за 2020 год в отношении автомобиля КИА СПОРТАЖ, г/н М005АА163 в размере 4 217 руб.; налоговое уведомление от 01.09.2021г. на уплату транспортного налога за 2018-2020г.г. в отношении моторной лодки Р7485КЫ в размере 9180 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России по Самарской области через личный кабинет налогоплательщика в адрес Кузьмина В.Г. было направлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу и пени №70803 по состоянию на 15.12.2021г. со сроком уплаты до 18.01.2022г.

В установленный срок обязанность по уплате недоимки по налогам исполнена не была.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании письма ФНС России от 07.09.2021гг. №КЧ-4-8/12644@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021г. №01-04/230 с 01.03.2022г. функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области.

В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области, утверждённым приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021г. №01-04/237, Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности.

14.06.2022г. по заявлению Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области мировым судьей судебного участка №106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кузьмина В.Г. недоимки по транспортному налогу и пени по требованиям от 01.02.2019г. №6731, №68072 от 15.12.2021г., №70803 на общую сумму 14128,54 руб., который определением от 30.06.2022г. на основании представленных от должника возражений был отменен.

После отмены судебного приказа 29.11.2022 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика, с учетом частичной оплаты транспортного налога, не исполненной задолженности по налогам и по пени.

Заявление о выдачи судебного приказа и иск налоговым органом были поданы в сроки, предусмотренные ст.48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.

Предоставленный административным истцом расчет недоимки по транспортному налогу судом проверен, который подтвержден документально и соответствует мощности подвесного мотора, установленного на моторную лодку налогоплательщика.

Фактически недоимка начислена за неуплату транспортного налога в отношении моторного судна UMS 450L регистрационный номер Р74-85КЫ с подвесным двигателем HONDA мощностью 60 л.с., находящегося в собственности Кузьмина В.Г. в указанные административным истцом налоговые периоды 2018-2020г.г.

При этом, наличие в собственности Кузьмина В.Г. указанного моторного судна, вопреки доводам последнего, подтверждается справкой Главного управления МЧС России по Самарской области.

В периоды начисления транспортного налога (2018-2020г.г.), действовало Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 (ред. от 11.07.2020).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 указанного Положения, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России) осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденным приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340, также действующим в период начисления транспортного налога за указанный налоговый период, моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

В соответствии со статьями 85 и 362 НК РФ, Федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области" предоставляет налоговым органам области регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы.

При этом налоговые органы не располагают сведениями о том, каким образом налогоплательщик использует (вместе или по одному) зарегистрированные на моторную лодку подвесные моторы.

Порядок определения налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога по имеющим двигатели транспортным средствам (включая моторные лодки) в отношении транспортных средств, зарегистрированных на организации, и в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, является единым, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

В подпункте 5.9 раздела 5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@, указано, что при определении налоговой базы по водным и воздушным транспортным средствам указывается общая мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Мощность двигателя моторной лодки, соответствует налоговой базе при расчете транспортного налога в уведомлении №79770553 от 01.09.2021г. Налоговая ставка применена с соответствии с Законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".

Довод административного ответчика о неполучении почтой налогового уведомления и требования об уплате спорных платежей, судом отклоняется.

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени.

Налоговое уведомление и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу, в частности через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации в частности установлено, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1 пункта 8 приказа Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.

Административный ответчик не оспаривал, что является зарегистрированным пользователем личного кабинета налогоплательщика, и по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, следует, что налоговые уведомления и требования были переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а не зависящее исключительно от самого налогоплательщика обстоятельство фактического использования личного кабинета.

С учетом того, что размер задолженности по транспортному налогу и пени подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка, с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области подлежит взысканию транспортный налог за 2018-2020г.г. в размере 9180 руб., а также пени – 487,40 руб.

Также в соответствии с положениями ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 части 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса и с административного с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Кузьмина В.Г в пользу Межрайонной ИНФС России № 23 по Самарской области недоимку по транспортному налогу за 2018-2020г.г. в размере 9180 руб., пени в размере 43,53 руб.

Взыскать с Кузьмина В.Г в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.02.2023 г.

Судья М.И. Томилова

2а-407/2023 (2а-3021/2022;) ~ М-2675/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС № 23 по Самарской области
Ответчики
Кузьмин В.Г.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Томилова М. И.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация административного искового заявления
29.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее