Решение по делу № 2-209/2018 ~ М-177/2018 от 27.04.2018

Дело № 2-/2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года г. Славск

Судья Славского районного суда Калининградской области Улька М.В., при секретаре Феоктистовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Славского района Калининградской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Славский городской округ», Марянян Армену Григорьевичу о признании незаконным постановления главы администрации, признании незаконным и недействительным договора аренды земельного участка, признании права аренды отсутствующим, признании недействительной запись регистрации, третье лица: ЗАО «Побединское», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Славского района Калининградской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Славский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения иска, просил суд:

-признать постановление главы администрации МО «Славский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении Маряняну Армену Григорьевичу в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных)» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания;

-признать незаконным и недействительным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между администрацией МО «Славский городской округ» и Маряняном А.Г. и применить последствия недействительности сделки;

-признать право аренды Маряняна А.Г. на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствующим;

-исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. на право аренды земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, произведенной в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с частичным отказом от иска производство по настоящему делу прекращено в части требований о признании права аренды Маряняна А.Г. на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> отсутствующим.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Славского района Калининградской области проведена проверка по обращениям жителей <адрес> и ЗАО «Побединское» о незаконном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , в ходе которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Славский городской округ» поступило заявление Маряняна А.Г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для сенокошения и пастбища.

Постановлением администрации МО «Славский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ Маряняну М.А. предоставлен в аренду указанный земельный участок для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Славский городской округ» и Маряняном А.Г. заключен договор № аренды спорного земельного участка, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области под номером регистрации .

Вместе с тем, указанный земельный участок предоставлен в аренду с нарушением действующего законодательства по следующим основаниям.

Так, согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных.

Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована ст. 39.17 ЗК РФ.

Согласно пп. 1, 4 и 5 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.

Пунктом 3 ст. 39.17 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня

поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи

Вместе с тем, установлено, что заявление Маряняна А.Г. не соответствовало указанным выше требованиям законодательства, поскольку не содержало оснований предоставления земельного участка без проведения торгов, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя.

Однако, в нарушение п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, заявление не было возвращено в установленный срок, а рассмотрено в 30-тидневный срок с предоставлением земельного участка в аренду.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 39.17 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

При предоставлении земельного участка в аренду Маряняну А.Г. в аренду для сенокошения и выпаса скота, администрацией МО «Славский городской округ» проигнорировано заявление жителей п. Победино Славского района, поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в аренду указанного выше земельного участка для выпаса скота.

Однако, спорный земельный участок не был предоставлен данным гражданам, ранее подавшим заявление, а предоставлен Маряняну А.Г.

Кроме того, еще ранее, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило заявление ЗАО «Побединское» о предоставлении спорного земельного участка в аренду под сельскохозяйственное использование.

ДД.ММ.ГГГГ в «Российской газете» опубликовано извещение о предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило заявление от Маряняна А.Г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду под сельскохозяйственное использование.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте torgi.gov.ru администрацией МО «Славский городской округ» размещено извещение о продаже права аренды земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления принято решение об отказе от проведения аукциона.

Основанием для принятия такого решения послужили нарушения при организации проведения аукциона, в частности завышение цены арендной платы за пользование земельными участками.

Таким образом, аукцион по продаже права аренды земельного участка не состоялся не по вине заявителей (Маряняна А.Г. и ЗАО «Побединское»), а по вине организатора аукциона.

При таких обстоятельствах администрация МО «Славский городской округ» не была освобождена от обязанности принятия решения по заявлениям ЗАО «Побединское» и Маряняна А.Г. о предоставлении земельного участка в аренду под сельскохозяйственное использование.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 ЗК РФ.

Одним из таких оснований является наличие в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, предусмотренного подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявления о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ).

Как установлено, в администрацию МО «Славский городской округ» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ поступили заявления о предоставлении земельных участков в аренду, по которым администрацией было принято решение о проведении аукциона.

При этом земельный участок образован в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка было обеспечено заинтересованным лицом - ЗАО «Побединское» в лице генерального директора Мартюшева Н.В.

Решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса уполномоченным органом - администрацией МО «Славский городской округ», не принималось.

Исходя из указанных обстоятельств, администрация обязана была принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов по заявлению Маряняна А.Г., поступившему ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для этого имелось основание, предусмотренное п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение о предоставлении Маряняну А.Г. в аренду земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ принято в нарушение требований закона, без законных на то оснований, без учета прав ЗАО «Побединское», а также жителей <адрес> на предоставление земельных участков на законных основаниях и в равных условиях.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Так как сделка по передаче в аренду спорного земельного участка не соответствует требованиям закона, посягает на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц, то в силу требований ст.ст. 168, 167 ГК РФ она является ничтожной с момента ее совершения и поэтому эта сделка не может порождать правовых последствий, в т.ч. по государственной регистрации договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а последние в свою очередь от имени населения и государства принимают обязательные для соблюдения и исполнения правовые акты в Российской Федерации, неисполнение администрацией Славского городского округа, названных выше норм федерального законодательства, при передаче в аренду спорного земельного участка, влечет нарушение интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц - граждан проживающих на территории Славского городского округа, а в особенности лиц, проживающих в п. Победино.

В судебном заседании помощник прокурора Славского района Калининградской области Малышев И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме и просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что проверка прокуратурой была проведена по заявлению жителей <адрес>. Однако, в данном случае имеет место нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку не только жители <адрес> могут претендовать на получение в аренду спорного земельного участка, но и жители других поселков как области так и Российской Федерации в целом, круг которых конкретно определить не представляется возможным.

Представитель ответчика Администрации МО «Славский городской округ» Чепчурова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме. Пояснила, что аукцион не состоялся по вине организатора аукциона и в такой ситуации администрация МО «Славский городской округ» должна была повторно провести аукцион, что сделано не было и земельный участок без наличия на то законных оснований предоставлен в аренду Маряняну А.Г. В связи с данными обстоятельствами, бывший глава администрации привлечен к административной ответственности, другие должностные лица –к дисциплинарной ответственности. Считает, что в данной ситуации необходимо вернуться к изначальной точке и провести процедуру предоставления спорного земельного участка заново, с соблюдением положений действующего законодательства.

Ответчик Марянян А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От представителя ответчика Маряняна А.Г. в суд поступили письменные возражения, в которых считают заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ. ЗАО «Побединское» обратилось в Комитет архитектуры, имущественных и земельных отношений Славского городского округа с запросом о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером под сельскохозяйственное использование.

В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ), пунктом 1 статьи 10 которого определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства- заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В газете «Российская газета» ДД.ММ.ГГГГ. опубликована информация № о предоставлении права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> области, площадью <данные изъяты> кв.м.

В течение 5 дней с даты публикации Маряняном А.Г. направлен запрос в адрес Комитета архитектуры, имущественных и земельных отношений о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером под сельскохозяйственное использование.

Заявление жителей <адрес> о выделе в аренду земельного участка с кадастровым номером поступило в администрацию МО «Славский городской округ» только ДД.ММ.ГГГГ., т.е. по истечении установленного п.6 ст.39.18 ЗК РФ 30-дневного срока со дня опубликования извещения.

ДД.ММ.ГГГГ. Маряняном А.Г. получено письмо исх. № от главы администрации МО «Славский городской округ», уведомляющее о проведении аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка и подготовке необходимой документации.

ДД.ММ.ГГГГ посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.slavsk.info/torgi опубликовано извещение о проведении аукциона № по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения в <адрес>. Указанное сообщение содержало все сведения об условиях проведения торгов, в том числе сведения о составе имущества, выставляемого на торги и об оценочной стоимости данного имущества. Начальный размер арендной платы составил <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Славский городской округ» принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе от проведения аукциона № по причине завышения цены аренды спорного земельного участка.

Указанное постановление представителями сторон не оспорено.

ДД.ММ.ГГГГ. Марянян А.Г. вновь обратился в администрацию МО «Славский городской округ» с соответствующим заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером для сенокошения и пастбища.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления:

- гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).

Таким образом, заявленная Маряняном А.Г. цель использования земельного участка не предусматривала аукционной процедуры предоставления земельного участка.

Возврат вышеуказанного заявления ответчика о предоставлении земельного участка уполномоченным органом произведен не был, следовательно, заявление полностью соответствовало положениям ч.3 ст.39.17 ЗК РФ.

В порядке ч.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Постановлением Администрации МО «Славский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ. Маряняну А.Г. предоставлен земельный участок для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных).

Довод истца о поступлении в отношении спорного земельного участка заявления ЗАО «Побединское» о проведении аукциона на право заключения договора аренды не подтвержден имеющимися материалами дела.

На момент подачи заявки Маряняном А.Г. (ДД.ММ.ГГГГ.) иных обращений заинтересованных в предоставлении земельного участка в уполномоченный орган не поступало, предусмотренная законом публикация, в случае поступления таких обращений, в информационном ресурсе не производилась, решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов администрацией МО «Славский городской округ» не принималось, Маряняну А.Г. не предоставлялось.

Истцом не учтено, что земельным законодательством не установлено каких-либо приоритетов для лиц, обратившихся в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка ранее других лиц.

Кроме того, действующее законодательство не запрещает неоднократную подачу заявок на предоставление муниципального земельного участка в аренду, не возлагает на организатора торгов проверки наличия взаимозависимости между лицами, подавшими такие заявки ранее и не обязывает установление очередности в подаче заявок.

Таким образом, на законных основаниях ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией МО «Славский городской округ» и Маряняном А.Г. заключен Договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору, а арендатор принимает в аренду сроком на три года из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ. сделка зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области и исполнена сторонами в части фактической передачи земельного участка.

В силу пп. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов, при этом, право прокурора требовать признания недействительной сделки предполагает, что обращение с иском преследует цель защиты интересов публично- правового образования или общественных интересов и сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемой частью сделки.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

По смыслу положений данной статьи право требовать признания названных в ней сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.

В силу ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Обращаясь в суд с иском о признании недействительной процедуру предоставления земельного участка в аренду и непосредственного договора, прокурор должен доказать заинтересованность Российской Федерации, в защиту интересов которой предъявлен иск.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, истцом не представлено обоснования того, каким образом оспариваемый договор на право аренды муниципального имущества нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Истец не участвовал в торгах, не доказал, что он был лишен права на участие в них, не является лицом, которому было отказано в участии в торгах, в связи с чем, не может считаться заинтересованным лицом, имеющим право на настоящий иск.

Таким образом, истец обязан доказать нарушение его конкретных, уже существующих, а не вероятных прав, что исключено при подаче прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц, либо прокурор обязан доказать нарушение действующего законодательства, влекущего нарушение публичных интересов.

В данном случае отсутствуют нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем предъявление анализируемого иска находится вне полномочий прокурора, регламентированных ст. 45 ч. 1 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика Маряняна А.Г. Глинская Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях в полном объеме и просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ЗАО «Побединское», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в совокупности и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ в «Российской газете» опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (т.1 л.д.29).

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило заявление от Маряняна А.Г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду под сельскохозяйственное использование, а ДД.ММ.ГГГГ. заявление ЗАО «Побединское». При этом, ЗАО «Побединское» ДД.ММ.ГГГГ. заключило с ООО «Земпроект» договор на выполнение кадастровых работ, по условиям которого было выполнено межевание спорного земельного участка (т.1 л.д.22-24) и произвело оплату за межевание земельного участка (т.1 л.д.20-21)

ДД.ММ.ГГГГ. в администрацию МО «Славский городской округ» поступило заявление от жителей п<адрес> с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса частного скота. (т.1 л.д. 31-33)

В письме от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Славский городской округ» Маряняну А.Г. было разъяснено, что на публикацию в газете «Российская газета» № от ДД.ММ.ГГГГ. поступило несколько заявлений на опубликованный земельный участок. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельного участка в аренду, такой земельный участок предоставляется в аренду на торгах (аукционах). На испрашиваемый земельный участок будет проводится аукцион по продаже права аренды. (т.1 л.д.34)

Аналогичное письмо было направлено в адрес ЗАО «Побединское» и жителям <адрес>. (т.1 л.д. 35-37)

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Славский городской округ» принято постановление № «Об организации аукциона по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в пос.Победино Славского района Калининградской области». (т.2 л.д.2-3)

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте torgi.gov.ru администрацией МО «Славский городской округ» размещено извещение о продаже права аренды земельного участка.

ЗАО «Побединское» ДД.ММ.ГГГГ. подана заявка на участие в аукционе (т.1 л.д.13-14, т.2 л.д.26-28).

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ., была подана одна заявка от ЗАО «Побединское». Единственная заявка на участие в аукционе признана соответствующей всем требованиям законодательства и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона. Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с п.14 ст.39.12 Земельного кодекса РФ (т.2 л.д.32-33)

В соответствии с п.14 ст.39.12 ЗК РФ, на основании которой аукцион № ОА-2018-06-ЗА был признан несостоявшимся, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.

Однако, в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Славский городской округ» принято постановление № «Об отказе от проведения аукциона № по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес>».(т.1 л.д.52)

Как следует из письма администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ., в нарушение земельного и бюджетного законодательства администрацией были приняты решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка по завышенной цене. (т.1 л.д.51)

Основанием для принятия решения об отказе от проведения аукциона послужили нарушения при организации проведения аукциона, в частности завышение цены арендной платы за пользование земельными участками.

Таким образом, аукцион по продаже права аренды земельного участка не состоялся по вине организатора аукциона.

При таких обстоятельствах администрация МО «Славский городской округ» не была освобождена от обязанности принятия решения по заявлениям ЗАО «Побединское» и Маряняна А.Г. о предоставлении земельного участка в аренду под сельскохозяйственное использование.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно п.12 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса не принималось.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных.

Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована ст. 39.17 ЗК РФ.

Согласно пп. 1, 4 и 5 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.

Пунктом 3 ст. 39.17 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня

поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи.

ДД.ММ.ГГГГ. Манянян А.Г. обратился в администрацию МО «Славский городской округ» с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером для сенокошения и пастбища. (т.1 л.д.38)

Заявление Маряняна А.Г. не соответствовало указанным выше требованиям законодательства, поскольку не содержало оснований предоставления земельного участка без проведения торгов, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ. в администрацию МО «Славский городской округ» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером для сенокошения и выпаса частного скота, обратились жители <адрес> (т.1 л.д.48-49,93-94)

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Славский городской округ» принято постановление № «О предоставлении Маряняну А.Г. в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных).(т.1 л.д.47,75)

ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией МО «Славский городской округ» и Маряняном А.Г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных). (т.1 л.д.39-46, 72-78)

Государственная регистрация права осуществлена ДД.ММ.ГГГГ., номер регистрации (т.1 л.д.84,57)

Вместе с тем, указанный земельный участок предоставлен в аренду с нарушением действующего законодательства по вышеуказанным основаниям, чем нарушены права и интересы жителей п.Победино также подавших заявление о предоставлении в аренду спорного земельного участка.

Заявление Маряняна А.Г., не соответствующее указанным выше требованиям законодательства, в нарушение п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ не было возвращено, а рассмотрено с предоставлением земельного участка в аренду даже до истечения 10-дневного срока, установленного для возврата заявления.

В силу п. 4 ст. 39.17 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

При предоставлении земельного участка Маряняну А.Г. в аренду для сенокошения и выпаса скота, администрацией МО «Славский городской округ» проигнорировано заявление жителей <адрес>, поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в аренду указанного выше земельного участка для выпаса скота.

ДД.ММ.ГГГГ. в прокуратуру Славского района обратились жители <адрес> с просьбой провести проверку законности действий администрации МО «Славский городской округ», заключившей договор аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ с Маряняном А.Г. (т.1 л.д.8-9)

Жители <адрес> также обращались в Калининградскую областную Думу по вопросу оказания содействия в выпасе скота жителей и предоставлении земельного участка (т.1 л.д.99, 100-106), в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций (т.1 л.д.111-112), к Губернатору Калининградской области (т.1 л.д.113-114,164)

Постановлением мирового судьи Славского судебного участка Калининградской области по делу № 5-\2018 от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу, глава администрации МО «Славский городской округ» Панфилов К.Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.9 КоАП РФ - удовлетворение должностным лицом заявления гражданина о предоставлении находящегося в муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено.

Мировой судья Славского судебного участка пришла к выводу, с которым согласился и судья апелляционной инстанции, что решение об удовлетворении заявления Маряняна А.Г. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером принято в нарушение требований земельного законодательства и земельный участок предоставлен по постановлению администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ года № Маряняну А.Г. в аренду для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных) без законных на то оснований.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, решение о предоставлении Маряняну А.Г. в аренду земельного участка с кадастровым номером принято в нарушение требований закона, без законных на то оснований, без учета прав жителей <адрес> и ЗАО «Побединское» на предоставление земельных участков на законных основаниях и в равных условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, руководствуясь изложенными выше нормами материального права, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

Вопреки доводам представителя ответчика Маряняна А.Г. в данном случае усматривается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем предъявление настоящего иска находится в пределах полномочий прокурора, регламентированных ст. 45 ГПК РФ.

В пункте 52 Постановления Пленума от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования удовлетворить.

Признать постановление главы администрации МО «Славский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении Маряняну Армену Григорьевичу в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных)» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

Признать недействительным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между администрацией МО «Славский городской округ» и Маряняном Арменом Григорьевичем и применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка администрации МО «Славский городской округ».

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. на право аренды земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, произведенной в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 года.

Судья М.В. Улька

2-209/2018 ~ М-177/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Славского района
Ответчики
Марянян Армен Григорьевич
Администрация МО "Славский гороской округ"
Другие
Канатьева Марина Валентиновна
Сухачева Вероника Васильевна
Захарова Кристина Владимировна
Суд
Славский районный суд Калининградской области
Судья
Улька М.В.
Дело на сайте суда
slavsky--kln.sudrf.ru
27.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2018Передача материалов судье
28.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2018Судебное заседание
26.06.2018Судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
19.09.2018Судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее