Дело № 2-1118/2021
УИД: 68RS0002-01-2020-003813-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов. «05» апреля 2021 года.
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре Комаровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пудовкина Аркадия Олеговича к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о признании недействительным и незаконным приказа от 22.10.2020 г., признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, о возложении обязанности по включению в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Пудовкин А.О. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, по итогам уточнения которого просил признать недействительным и незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ, признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, возложить на ответчика обязанность по его включению в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска ФИО1 указал, что он относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав в отношении него, на основании решений суда. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека. Опекуном назначили ФИО3 (бабушка), которая занималась воспитанием ФИО1 С 1999 г. по 2007 г. обучался в Перкинской средней школе №<адрес>. После окончания школы в 2007 г. поступил в кадетский корпус «им.Демина». С 2008 г. по 2010 г. проходил обучение в основной школе в <адрес>. В 2015 г. окончил ТГУ «им.ФИО4». По окончанию университета проходил срочную военную службу. С сентября 2015 г. по настоящий момент проходит службу по контракту в Военно-морском флоте РФ в <адрес>. В настоящее время ФИО1 фактически зарегистрирован по адресу: <адрес>, мкр.Центральный, <адрес>.
Лишь летом 2020 года, ФИО1 обратился в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, вместе с тем реализовать это право во внесудебном порядке не представилось возможным, что стало поводом и основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточненного иска.
Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО5 возражало против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истец по достижении 23 летнего возраста утратил статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в отношении нее не распространяются.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска без удовлетворения.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилыми помещениями, необходимо руководствоваться вышеназванным законодательством, а также законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, регулирующим данные отношения.
Юридически значимыми обстоятельствам, подлежащими установлению по данной категории споров, являются:
- относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет;
- имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения;
- состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи с чем подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. И в случае признания таких причин уважительными, требования истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав в отношении него, что подтверждается решением Сосновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека. Опекуном назначили ФИО3 (бабушка), которая занималась воспитанием ФИО1
С 1999 г. по 2007 г. обучался в Перкинской средней школе №<адрес>.
После окончания школы в 2007 г. поступил в кадетский корпус «им.Демина».
С 2008 г. по 2010 г. проходил обучение в основной школе в <адрес>. В 2015 г. окончил ТГУ «им.ФИО4».
По окончанию университета проходил срочную военную службу. С сентября 2015 г. по настоящий момент проходит службу по контракту в Военно-морском флоте РФ в <адрес>.
В настоящее время ФИО1 фактически зарегистрирован по адресу: <адрес>, мкр.Центральный, <адрес>.
ФИО1 не представил суду доказательств наличия у него уважительных причин необращения до достижения 23-х летнего возраста в компетентные органы по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилье по Списку очереди «Дети оставшиеся без попечения родителей».
Ссылка в исковом заявлении на халатное отношение администрации <адрес>, органов опеки и попечительства по вопросу ее обеспечения жильем, а тяжелое материальное положение судом не принимается, поскольку из материалов дела является очевидным, что о наличии права на жилье ФИО1 как лицо, ранее относившееся к числу детей оставшихся без попечения родителей, знал в 2013 г., что следует из обоснования его иска.
Также, ФИО1 в настоящее время проходит военную службу по контракту в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список на предоставление служебного помещения по месту прохождения службы, что подтверждается уведомлением о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений (л.д.28).
При установленных по делу обстоятельствах, в силу приведенного выше толкования закона, суд пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда, как лицом из числа детей-сирот и детей, в связи с утратой такового.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Пудовкина Аркадия Олеговича к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме «13» апреля 2021года.
Судья: Добровольский Д.Г.