Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горшенева А.Ю.,
при секретаре Никульшиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Витушкиной Ларисы Александровны к Министерству обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Витушкина Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что она зарегистрирована и проживает в жилом помещении - двухкомнатной <адрес> общей площадью 64,1 кв.м. Данная квартира принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ. Указанная квартира была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ супругу истца, ФИО8 и членам его семьи (жене Витушкиной Л.А. и сыну ФИО3 1991 года рождения) ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, действующим от имени Министерства обороны РФ, в бессрочное владение и пользование на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. В октябре 2010 года истец вместе с семьей вселилась в данное жилое помещение, зарегистрировалась в нем и постоянно проживает там по настоящее время. С указанного времени и по настоящее время все коммунальные расходы по помещению оплачиваются, задолженности нет. Нотариальное согласие на приватизацию указанного жилого помещения, а также отказ от включения в договор на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации от других членов семьи – ФИО8 и ФИО3 у истца имеется. Правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения истец до настоящего времени не воспользовалась, иного жилого помещения у истца в собственности не имеется.
Истец обращалась в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> и в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с заявлением по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения – квартиры по адресу <адрес>. Однако, ответом от 13.12.2016г. № Управлением жилищных отношений администрации городского округа <адрес> истцу было отказано в приватизации данного жилого помещения, в связи с тем, что квартира по адресу <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества (жилые объекты). ДД.ММ.ГГГГ письмом № МЯ-8/8464Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом истцу также отказано в передаче данного помещения в собственность, на том основании, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не может выступать стороной по договору передачи жилого помещения в собственность, поскольку спорный объект недвижимости учитывается в реестре федерального имущества, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ, функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ (в том числе и жилищным фондом) осуществляет Министерство обороны РФ. Истцу было рекомендовано обратиться в суд для признания права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
На заявление истца о приватизации спорного жилого помещения руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, истцом был получен ответ от 13.03.2017г. №, из которого следует, что балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, решение вопроса о передаче жилого помещения в порядке приватизации возможно в рамках гражданского судопроизводства.
На момент обращения с настоящим иском в суд, ответ на заявление о приватизации спорного жилого помещения, направленное истцом в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в адрес истца не поступил.
В связи с тем, что истец не имеет реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья, последняя обратилась с иском в суд и просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – двухкомнатную <адрес> общей площадью 64,1 кв.м и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации № № от 16.09.2010г. о регистрации права оперативного управления ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ на указанную квартиру.
Истец Витушкина Л.А. и ее представитель по доверенности Захарова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся материалам дела.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, изучив материалы дела и доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, действующего от имени собственника - Министерства обороны РФ и ФИО8 заключен договор № социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью 64,1 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 9-11).
Основанием для заключения вышеуказанного договора социального найма явилось решение о предоставлении жилого помещения, согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в/ч 64307. Как следует из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу <адрес> передано ФИО8 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются жена – Витушкина Л.А. и сын – ФИО3
Согласно послужному списку на ФИО8 и выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 уволен с военной службы с зачислением в запас и обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Согласно выписки из домовой книги на момент рассмотрения дела в суде в спорной квартире зарегистрированы и постоянно проживают ФИО8 и Витушкина Л.А., ответственным квартиросъемщиком является ФИО8 (л.д. 17). Нотариальное согласие на приватизацию указанного жилого помещения, а также отказ от включения в договор на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации от других членов семьи – ФИО8 и ФИО3 имеется.
Данная квартира принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРПН (л.д.18). Жилое помещение – двухкомнатная квартира площадью 64,1 кв. м, расположенная по адресу <адрес> дивизии, <адрес> числится в государственном кадастре недвижимости и значатся сведения об объекте недвижимости за номером 36:34:0403029:3502.
Спорная квартира находится на обслуживании ООО «Центр комплексного обслуживания управляющая компания «Партнер», все платежи, связанные с содержанием и обслуживанием данного жилого помещения оплачиваются, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеется.
Решив воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения – квартиры по адресу <адрес> <адрес>. Однако, ответом от 13.12.2016г. № Управлением жилищных отношений администрации городского округа <адрес> истцу было отказано в приватизации данного жилого помещения, в связи с тем, что квартира по адресу <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества (жилые объекты) и заключить договор на передачу жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации не представляется возможным.
В ответе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от 21.11.2016г. № МЯ-8/8464направленном в адрес истца указано, что жилой дом по адресу <адрес> в реестре федерального имущества учитывается, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ, функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ (в том числе и жилищным фондом) осуществляет Министерство обороны РФ, в связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не может выступать стороной по договору передачи жилого помещения в собственность.
В судебном заседании установлено, что истец обращалась с аналогичной просьбой в Департамент жилищного обеспечения МО РФ и в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
На заявление истца о приватизации спорного жилого помещения руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, истцом был получен ответ от 13.03.2017г. №, согласно которому истцу было сообщено, что балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, решение вопроса о передаче жилого помещения в порядке приватизации возможно в рамках гражданского судопроизводства.
На момент обращения с настоящим иском в суд, ответ на заявление о приватизации спорного жилого помещения, направленный истцом в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в адрес истца не поступил.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Ч.1 ст.2 названного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу вышеуказанных норм права, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальной, но и в государственном жилищном фонде (Определение Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2016 года №64-КГ16-1).
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации в собственность граждан, определен в ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как установлено судом, спорное жилое помещение предоставлено супругу истца по договору социального найма. Спорное жилое помещение относиться к государственному фонду и находится в оперативном управлении ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. На основании приказа МО РФ «О реорганизации федеральных учреждений МО РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Как следует из письма Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 13.03.2017г. № балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Ст.4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственной или муниципальной) приватизации не подлежат.
В судебном заседании установлено, что оснований, исключающих приватизацию спорного жилого помещения согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не имеется. В материалах дела отсутствуют сведения о присвоении спорному жилому помещению статуса служебного. Ответчиком также не представлено таковых доказательств. Напротив, имеется договор социального найма, которым подтверждено право бессрочного владения и пользования спорной квартирой на условиях социального найма.
Ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В судебном заседании установлено, что истец ранее участия в приватизации не принимала.
В силу разъяснений, содержащихся в п.5 и в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) (п.5).
Таким образом, приватизация жилья может быть осуществлена, если лицо впервые обратилось за приватизацией жилья, жилье находится в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный фонд, на условиях социального найма, имеется согласие на это всех совершеннолетних членов семьи и жилье подлежит приватизации.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (п.8).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он в праве обратится в суд с иском о признании за ним права собственности на жилое помещение в судебном порядке.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное в Законе РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы указанного закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда и возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Кроме того, как указано в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляя в законе право граждан на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Анализируя изложенное суд приходит к выводу, что истец в установленном законом порядке приобрела право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, приватизирует квартиру впервые, согласие членов семьи на приватизацию квартиры в собственность истца имеется, оснований, исключающих приватизацию спорного жилого помещения судом не установлено, в связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2,8,35 Конституции РФ) во взаимосвязи со ст. 2 и ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
На основании ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
При признании судом права собственности на квартиру за истцом, подлежит погашению запись о регистрации права оперативного управления на <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № и, соответственно, регистрация права собственности за истцом на вышеуказанное недвижимое имущество.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Витушкиной Ларисой Александровной право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную <адрес> общей площадью 64,1 кв.м.
Погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации № № от 16.09.2010г. о регистрации права оперативного управления ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ на <адрес> общей площадью 64,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Ю. Горшенев
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горшенева А.Ю.,
при секретаре Никульшиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Витушкиной Ларисы Александровны к Министерству обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Витушкина Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что она зарегистрирована и проживает в жилом помещении - двухкомнатной <адрес> общей площадью 64,1 кв.м. Данная квартира принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ. Указанная квартира была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ супругу истца, ФИО8 и членам его семьи (жене Витушкиной Л.А. и сыну ФИО3 1991 года рождения) ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, действующим от имени Министерства обороны РФ, в бессрочное владение и пользование на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. В октябре 2010 года истец вместе с семьей вселилась в данное жилое помещение, зарегистрировалась в нем и постоянно проживает там по настоящее время. С указанного времени и по настоящее время все коммунальные расходы по помещению оплачиваются, задолженности нет. Нотариальное согласие на приватизацию указанного жилого помещения, а также отказ от включения в договор на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации от других членов семьи – ФИО8 и ФИО3 у истца имеется. Правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения истец до настоящего времени не воспользовалась, иного жилого помещения у истца в собственности не имеется.
Истец обращалась в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> и в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с заявлением по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения – квартиры по адресу <адрес>. Однако, ответом от 13.12.2016г. № Управлением жилищных отношений администрации городского округа <адрес> истцу было отказано в приватизации данного жилого помещения, в связи с тем, что квартира по адресу <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества (жилые объекты). ДД.ММ.ГГГГ письмом № МЯ-8/8464Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом истцу также отказано в передаче данного помещения в собственность, на том основании, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не может выступать стороной по договору передачи жилого помещения в собственность, поскольку спорный объект недвижимости учитывается в реестре федерального имущества, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ, функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ (в том числе и жилищным фондом) осуществляет Министерство обороны РФ. Истцу было рекомендовано обратиться в суд для признания права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
На заявление истца о приватизации спорного жилого помещения руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, истцом был получен ответ от 13.03.2017г. №, из которого следует, что балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, решение вопроса о передаче жилого помещения в порядке приватизации возможно в рамках гражданского судопроизводства.
На момент обращения с настоящим иском в суд, ответ на заявление о приватизации спорного жилого помещения, направленное истцом в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в адрес истца не поступил.
В связи с тем, что истец не имеет реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья, последняя обратилась с иском в суд и просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – двухкомнатную <адрес> общей площадью 64,1 кв.м и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации № № от 16.09.2010г. о регистрации права оперативного управления ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ на указанную квартиру.
Истец Витушкина Л.А. и ее представитель по доверенности Захарова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся материалам дела.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, изучив материалы дела и доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, действующего от имени собственника - Министерства обороны РФ и ФИО8 заключен договор № социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью 64,1 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 9-11).
Основанием для заключения вышеуказанного договора социального найма явилось решение о предоставлении жилого помещения, согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в/ч 64307. Как следует из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу <адрес> передано ФИО8 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются жена – Витушкина Л.А. и сын – ФИО3
Согласно послужному списку на ФИО8 и выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 уволен с военной службы с зачислением в запас и обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Согласно выписки из домовой книги на момент рассмотрения дела в суде в спорной квартире зарегистрированы и постоянно проживают ФИО8 и Витушкина Л.А., ответственным квартиросъемщиком является ФИО8 (л.д. 17). Нотариальное согласие на приватизацию указанного жилого помещения, а также отказ от включения в договор на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации от других членов семьи – ФИО8 и ФИО3 имеется.
Данная квартира принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРПН (л.д.18). Жилое помещение – двухкомнатная квартира площадью 64,1 кв. м, расположенная по адресу <адрес> дивизии, <адрес> числится в государственном кадастре недвижимости и значатся сведения об объекте недвижимости за номером 36:34:0403029:3502.
Спорная квартира находится на обслуживании ООО «Центр комплексного обслуживания управляющая компания «Партнер», все платежи, связанные с содержанием и обслуживанием данного жилого помещения оплачиваются, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеется.
Решив воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения – квартиры по адресу <адрес> <адрес>. Однако, ответом от 13.12.2016г. № Управлением жилищных отношений администрации городского округа <адрес> истцу было отказано в приватизации данного жилого помещения, в связи с тем, что квартира по адресу <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества (жилые объекты) и заключить договор на передачу жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации не представляется возможным.
В ответе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от 21.11.2016г. № МЯ-8/8464направленном в адрес истца указано, что жилой дом по адресу <адрес> в реестре федерального имущества учитывается, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ, функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ (в том числе и жилищным фондом) осуществляет Министерство обороны РФ, в связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не может выступать стороной по договору передачи жилого помещения в собственность.
В судебном заседании установлено, что истец обращалась с аналогичной просьбой в Департамент жилищного обеспечения МО РФ и в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
На заявление истца о приватизации спорного жилого помещения руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, истцом был получен ответ от 13.03.2017г. №, согласно которому истцу было сообщено, что балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, решение вопроса о передаче жилого помещения в порядке приватизации возможно в рамках гражданского судопроизводства.
На момент обращения с настоящим иском в суд, ответ на заявление о приватизации спорного жилого помещения, направленный истцом в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в адрес истца не поступил.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Ч.1 ст.2 названного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу вышеуказанных норм права, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальной, но и в государственном жилищном фонде (Определение Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2016 года №64-КГ16-1).
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации в собственность граждан, определен в ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как установлено судом, спорное жилое помещение предоставлено супругу истца по договору социального найма. Спорное жилое помещение относиться к государственному фонду и находится в оперативном управлении ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. На основании приказа МО РФ «О реорганизации федеральных учреждений МО РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКЭУ «<адрес> квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Как следует из письма Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 13.03.2017г. № балансодержателем жилого помещения по адресу <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Ст.4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственной или муниципальной) приватизации не подлежат.
В судебном заседании установлено, что оснований, исключающих приватизацию спорного жилого помещения согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не имеется. В материалах дела отсутствуют сведения о присвоении спорному жилому помещению статуса служебного. Ответчиком также не представлено таковых доказательств. Напротив, имеется договор социального найма, которым подтверждено право бессрочного владения и пользования спорной квартирой на условиях социального найма.
Ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В судебном заседании установлено, что истец ранее участия в приватизации не принимала.
В силу разъяснений, содержащихся в п.5 и в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) (п.5).
Таким образом, приватизация жилья может быть осуществлена, если лицо впервые обратилось за приватизацией жилья, жилье находится в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный фонд, на условиях социального найма, имеется согласие на это всех совершеннолетних членов семьи и жилье подлежит приватизации.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (п.8).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он в праве обратится в суд с иском о признании за ним права собственности на жилое помещение в судебном порядке.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное в Законе РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы указанного закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда и возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Кроме того, как указано в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляя в законе право граждан на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Анализируя изложенное суд приходит к выводу, что истец в установленном законом порядке приобрела право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, приватизирует квартиру впервые, согласие членов семьи на приватизацию квартиры в собственность истца имеется, оснований, исключающих приватизацию спорного жилого помещения судом не установлено, в связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2,8,35 Конституции РФ) во взаимосвязи со ст. 2 и ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
На основании ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
При признании судом права собственности на квартиру за истцом, подлежит погашению запись о регистрации права оперативного управления на <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № и, соответственно, регистрация права собственности за истцом на вышеуказанное недвижимое имущество.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Витушкиной Ларисой Александровной право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную <адрес> общей площадью 64,1 кв.м.
Погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации № № от 16.09.2010г. о регистрации права оперативного управления ФГКЭУ «<адрес> КЭЧ района» Министерства обороны РФ на <адрес> общей площадью 64,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Ю. Горшенев