Дело № 5-16/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 февраля 2018 г. . Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Любарских Т.В.,
при секретаре судебного заседания Носакиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Третьякова Максима Викторовича,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
12 февраля 2018 г. в 10 часов 10 минут выявлен гражданин Республики Казахстан Третьяков Максим Викторович, нарушивший режим пребывания на территории Российской Федерации при отсутствии документов, дающих право на законное пребывание (проживание), тем самым он нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации. Третьяков М.В. прибыл на территорию Российской Федерации 03 ноября 2016 г. на срок до 03 февраля 2017 г. через КПП «Исилькуль», с 24 января 2017 г. по 03 ноября 2017 г. был зарегистрирован по месту пребывания . С 04 ноября 2017 г. до настоящего времени проживает в с. Туим Ширинского района Республики Хакасия без постановки на миграционный учет, за время нахождения на территории Российской Федерации Третьяков М.В. документов, дающих право на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации, не оформил, самостоятельных мер по выезду не предпринял.
Специалистом-экспертом ОВМ ОМВД России по Ширинскому району Мачутской Н.А. в отношении Третьякова М.В. составлен протокол о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пп. 1, 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно пребывающий иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В судебном заседании Третьяков М.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, признал в полном объеме, раскаялся в содеянном, подтвердил, что является гражданином Республики Казахстан, в настоящее время не имеет документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации, выразил полное согласие с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, и с объяснениями, данными им при составлении протокола. Дополнительно пояснил, что не имел возможности оформить все разрешительные документы ввиду отсутствия денежных средств, сообщил о том, что на территории Российской Федерации проживают его родители, а именно мать Т.Н.А., отец Т.В.Г., а также его несовершеннолетняя дочь Т.П.М., его неполнородная младшая сестра Ш.В.В., все они являются гражданами Российской Федерации. Также пояснил, что проживает по совместно со своей несовершеннолетней дочерью и бывшей супругой Т.К.А., также являющейся гражданкой Российской Федерации, жилое помещение по указанному адресу принадлежит его отцу Т.В.Г. Кроме того, сообщил, что со всеми перечисленными родственниками поддерживает родственные связи.
Представитель административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушения, в зал суда не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав привлекаемого к административной ответственности Третьякова М.В., исследовав материалы дела, судья находит доказанным факт совершения Третьяковым М.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку он нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что 12 февраля 2018 г. в 10 часов 00 минут в ходе проведения проверочных мероприятий был выявлен гражданин Республики Казахстан Третьяков М.В., который нарушил правила пребывания на территории Российской Федерации.
В ходе выяснения всех обстоятельств административного правонарушения было установлено, что Третьяков М.В. въехал на территорию Российской Федерации 03 ноября 2016 г., был поставлен на миграционный учет 27 января 2017 г. на срок до 03 ноября 2017 г., о чем свидетельствует отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина.
По окончании срока пребывания самостоятельных мер по выезду из Российской Федерации не принимал, что следует из данных АС ЦБДУИГ.
Названные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 12 февраля 2018 г., а также другими документами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах действия Третьякова М.В. следует квалифицировать по ч. 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф с административным выдворением иностранного гражданина за пределы РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении Третьякову М.В. административного наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Третьякова М.В., суд признает признание им своей вины, раскаяние в содеянном, отягчающих административную ответственность обстоятельств суд не усматривает.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Третьякова М.В. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П, от 17 февраля 2016 г. № 5-П и др.).
Факт того, что привлекаемый к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ гражданин Республики Казахстан Третьяков М.В. имеет на территории Российской Федерации близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, подтверждается справкой формы №1П о выдаче Т.Н.А. паспорта гражданина Российской Федерации, копией разрешения о предоставлении несовершеннолетней Т.П.М. гражданства Российской Федерации.
Данное обстоятельство с учетом того, что привлекаемый к административной ответственности проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу, свидетельствует о том, что Третьяков М.В. имеет устойчивые родственные связи на территории Российской Федерации.
Доказательства обратного суду не представлены.
Учитывая изложенное, а также данные о личности Третьякова М.В., его семейном и имущественном положении, конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении, степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства дела, смягчающие обстоятельства, совершение правонарушения впервые, суд приходит к выводу о назначении Третьякову М.В. административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, без назначения ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ при установленных обстоятельствах нельзя признать соответствующим целям и принципам назначения наказания.
Кроме того, суд учитывает, что исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в силу п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ влечет невозможность получения Третьяковым М.В. в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, где в настоящее время находятся и проживают его несовершеннолетний ребенок, родители и другие родственники, являющиеся гражданами Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.5, 29.9. – 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Третьякова Максима Викторовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей без назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Сумму административного штрафа внести на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (МВД по Республике Хакасия, г. Абакан, 655017, ул. К. Маркса, дом № 13),
р/с № 40101810200000010001, БИК 049514001,
ИНН 1911008408, КПП 191101001, ОКТМО 95635404,
КБК 18811640000016020140
При неуплате административного штрафа в указанный срок, будет возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которым неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Т.В. Любарских