Дело № (УИД: 10RS0№-87)
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 25 июня 2020 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Эльвиры Энверовны от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Э.Э. от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/018 МКП «Горводоканал КГО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
С вынесенными постановлениями должностного лица не согласно МКП «Горводоканал КГО». В поданной в Костомукшский городской суд РК жалобе, просит постановление № 10-01/2020/018 от 23 марта 2020 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения. Требования мотивированы тем, что, несмотря на превышение сбросов в части концентраций загрязняющих веществ, установленных Разрешением на сброс № 11 от 29 декабря 2018 года, установленные лимиты и НДС в части количества сброшенных загрязняющих веществ (в тоннах) превышены не были. В IV квартале 2019 года было сброшено (в тоннах/килограммах): аммоний-ион - 6465,0 - при установленном лимите в 7670,00; фосфаты (по фосфору) - 0,643 - при установленном лимите в 1,126; нефтепродукты - 0,046 - при установленном лимите в 0,049, что находится в пределах установленных лимитов и нормативов.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - МКП «Горводоканал КГО» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, - старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Э.Э. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 10-01/2020/018, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.
Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица № 1 приложения к приказу), а также нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (таблица № 2 приложения к приказу).
Согласно таблице № 1 приложения к данному приказу при сбросе возвратных (сточных) вод конкретным водопользователем в водный объект высшей и первой категории рыбохозяйственного значения содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/л. Согласно таблице № 2 ПДК аммоний-иона в водном объекте составляет 0,5 мг/л, алюминия - 0,04 мг/л, железа - 0,1 мг/л.
Решением Министерства по природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 декабря 2017 г. № 341 МКП «Горводоканал КГО» предоставлен в пользование водный объект - оз. Травяное, в целях осуществления водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.
Подпунктом 11 п. 2.3 решения на МКП «Горводоканал КГО» возложена обязанность по соблюдению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах (в мг/дм3): взвешенные вещества - 2,8; БПКполн - 3,0; сухой остаток -190,0; хлорид-анион - 32,3; сульфат-анион - 21,3; фосфаты - 0,2; аммоний-ион - 0,5; нитрат-анион - 35,5; нитрит-анион - 0,08; фосфат-ион (по Р) - 0,2; нефтепродукты - 0,042; АПАВ - 0,17; железо - 0,104.
Подпунктом 14 того же пункта решения на МКП «Горводоканал КГО» возложена обязанность по соблюдению нормативов ПДК в воде водного объекта, установленных приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552: нефтепродукты - 0,05 мг/дм3; ион аммония - 0,5 мг/дм3; нитрит анион - 0,08 мг/дм3; нитрат ион - 40 мг/дм3; железо общ. - 0,1 мг/дм3; сульфаты - 100 мг/дм3; сухой остаток - 1000 мг/дм3; хлориды - 300 мг/дм3; фосфаты (по Р) - 0,05 мг/дм3; содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/дм3; БПКполн. не должно превышать 3 О2/дм3; водородный показатель (рН не должен выходить за пределы 6,5-8,5, растворенный кислород должен быть не менее 6,0 мг/дм3; вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест-объекты.
Разрешением № 11 Управления Росприроднадзора по РК предприятию установлены лимиты на сбросы ПДК на выпуске сточных и (или) дренажных вод в оз. Травяное (мг/дм3): взвешенные вещества - 7,05; БПКполн. - 30,92; аммоний-ион - 7,84; нитрит-анион - 1,750; фосфаты (по Р) - 1,15; нефтепродукты - 0,05.
Основанием для привлечения МКП «Горводоканал КГО» к административной ответственности послужили выявленные 14 января 2020 года в 14 часов 00 минут на территории гор. Костомукша Республики Карелия следующие обстоятельства.
Предприятие осуществляет сброс сточных вод в оз. Травяное - водоем первой категории рыбохозяйственного значения на основании вышеуказанного решения от 13 декабря 2017 г. № 341.
В результате сброса недостаточно очищенных сточных вод в IV квартале 2019 года превышены ПДК загрязняющих веществ в сточных водах озера, в соответствии с протоколами результатов количественного химического анализа воды от 22 октября 2019 г. № 1799.19.01 (В), от 22 ноября 2019 г. № 1976.19.01 (В), от 24 декабря 2019 г. № 2228.19.01 (В), по следующим показателям: ион аммония - в 1,1-1,4 раза (фактически 8,8-11,3 мг/дм3, норматив - 0,5 мг/дм3, лимит 7,84 мг/дм3); фосфат ион (по фосфору) - в 1,1 раза (фактически - 3,8 мг/дм3 (в пересчете на фосфор - 1,24 мг/дм3), норматив - 0,2 мг/дм3, лимит 1,15 мг/дм3), нефтепродукты - в 1,1 раза (фактически 0,054 мг/дм3, норматив - 0,042 мг/дм3. установленный лимит - 0,05 мг/дм3).
В соответствии с протоколами результатов количественного химического анализа воды от 22 октября 2019 г. № 1798.19.01 (В), от 22 ноября 2019 г. № 1975.19.01 (В), от 23 декабря 2019 г. № 2227.19.01 (В) в воде водного объекта (оз. Травяное) в месте сброса сточных вод наблюдается превышение ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по следующим показателям: ион аммония - в 9,8-18,6 раза (фактически 4,9-9,3 мг/дм3, норматив - 0,5 мг/дм3), железо - в 2,5-10,8 раза (фактически 0,25-1,08 мг/дм3, норматив - 0,1 мг/дм3); фосфаты - 3,3-16,5 (фактически 0,66-3,3 мг/дм3, норматив - 0,2 мг/дм3); нефтепродукты - в 1,8 раза (фактически 0,09 мг/дм3, норматив - 0,05 мг/дм3); нитриты - в 1,4-1,7 раза (фактически 0,113-0,133 мг/дм3, норматив - 0,08 мг/дм3); БПК5 - в 1,1 раза (фактически 2,4 мг/дм3, норматив-2,1 мг/дм3).
Таким образом, юридическим лицом допущены нарушения ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39, п. 1 ч. 6 ст.60 Водного кодекса РФ, ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», п. 2 «г» Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380, п. 11 «а» Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства водоемах СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. № 1045.
Указанные обстоятельства и вина МКП «Горводоканал КГО» в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, решением о предоставлении водного объекта в пользование; ситуационным планом; программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сведениями ЕГРЮЛ; отчетом предприятия о выполнении условий использования водного объекта со сведениями о качестве сточных вод за IV квартал 2019 года по форме 3.3; протоколами лабораторных исследований; иными материалами дела, которым должностным лицом дана правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» требований природоохранного законодательства Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Иные обстоятельства, исключающие вину МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» в совершении вменяемого ему правонарушения, не установлены.
Превышение ПДК иных вредных и загрязняющих веществ, установленных вышеуказанными нормативными актами и Решением № 11, МКП «Горводоканал КГО» по существу не оспаривает.
С учетом изложенного в действиях МКП «Горводоканал КГО» должностным лицом правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, прихожу к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охране окружающей среды и природопользования, в связи с чем оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется. Также отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Административное наказание назначено с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в соответствии с минимальной санкцией ст. 8.33 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжести административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом допущено не было.
С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Э.Э. от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Эльвиры Энверовны от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» оставить без изменения, а жалобу МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения копии решения суда через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев