Судья Топоров А.А. дело № 33-9779/2019; №2-2560/2019
УИД 22RS0068-01-2019-001776-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Параскун Т.И., Довиденко Е.А.,
при секретаре Вакаевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу с дополнениями ответчика Абрашенковой ЛВ на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 июля 2019 года по делу
по иску муниципального унитарного предприятия «Специализированная похоронная служба» к Абрашенковой ЛВ о сносе самовольного сооружения,
с участием представителя истца МУП «Специализированная похоронная служба» - Деруна С.В., ответчика Абрашенковой Л.В., представителя ответчика Абрашенковой Е.В.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МУП «Специализированная похоронная служба» обратилось в суд с иском к Абрашенковой Л.В. о сносе самовольного сооружения.
В обоснование исковых требований указано, что 15 февраля 2018 года на воинском кладбище г.Барнаула (г.Барнаул, ул. Власихинская, 144) произведено захоронение тела отца Абрашенковой Л.В. - Попова В.К., 30.06.1926 года рождения.
За летний период на месте захоронения ответственным за захоронение лицом Абрашенковой Л.В. установлены надмогильные сооружения - оградка и лавка.
В соответствии с п.7.7 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула (утв. Решением Барнаульской городской Думы №447 от 28.02.2011) для захоронения на воинском кладбище предоставляется индивидуальный газонный участок земли размером 2,5 х 2,0 метров. Установка оград, бордюров, столов и иных сооружений не допускается. Запрещается производить озеленение высокорослыми деревьями, кустарниками и иными растениями.
В соответствии с п.6.7. Положения в случае установки надмогильных сооружений с размерами, превышающими установленные, или выходящие за пределы предоставленного под захоронение участка, лица, которые произвели указанную установку (владельцы сооружений), обязаны за свой счет в течение трех дней с момента получения письменного уведомления администрации кладбища о соответствующем нарушении убрать установленные сооружения.
В случае отказа лица, которое произвело установку сооружения, администрация кладбища составляет акт с участием представителей комитета и обращается в суд о сносе указанного сооружения с отнесением расходов на лицо, которое произвело установку сооружения.
23 января 2019 года ответчику направлена претензия с требованием в течение трёх дней после получения данной претензии демонтировать установленные надмогильные сооружения и привести место захоронения в надлежащее состояние. Ответ до настоящего времени не получен.
Ссылаясь на эти обстоятельства, с учетом уточненных требований, истец просил обязать Абрашенкову Л.В. демонтировать надмогильное сооружение (ограда, лавка), установленное на месте захоронения Попова К.В. на территории воинского кладбища г. Барнаул, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 144/1, кадастровый номер земельного участка ***; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 1 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Возложена обязанность на Абрашенкову Л.В. демонтировать надмогильное сооружение (ограда, лавка), установленное на месте захоронения Попова В.К., расположенного на территории воинского кладбища г. Барнаула, по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Власихинская, 144/1, кадастровый номер земельного участка ***.
Взысканы с Абрашенковой Л.В. в пользу МУП «Специализированная похоронная служба» судебные расходы по уплате государственной пошлины 6 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Абрашенкова Л.В. решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку истец осуществляет деятельность в сфере погребения и похоронного дела, оказывает услуги по организации похорон и представление связанных с ним услуг. Однако, в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», истцом не размещена информация о военном и (или) воинском кладбище (баннеры, схемы, таблички, планы и пр.). Адрес воинского кладбища, указанный в решении Барнаульской городской Думы не совпадает с его фактическим адресом.
Полагает, что заявление на имя Главы администрации г. Барнаула с просьбой о захоронении на Власихинском мемориальном кладбище не подтверждает факт захоронения Попова В.К. на военном кладбище или желание похоронить на данном кладбище.
В суде апелляционной инстанции ответчик Абрашенкова Л.В. и представитель ответчика Абрашенкова Е.В. настаивали на доводах апелляционной жалобы с уточнениями, представитель истца Дерун С.В. – возражал, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы настоящего дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона о погребении и похоронном деле местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Закона решение о создании мест погребения, за исключением Федерального военного мемориального кладбища, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Закона о погребении воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (абз. 2 ч. 2 ст.20 Закона о погребении).
Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2011 № 447 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула (далее – Положение № 447).
В соответствии с п. 7.2. раздела 7 Положения № 447 для получения земельного участка для захоронения ответственное за захоронение лицо предоставляет в администрацию города Барнаула письменное ходатайство о захоронении умершего (погибшего) на воинском кладбище, содержащее сведения о соответствии лица, подлежащего захоронению, кругу лиц, определенных ст. 11 Закона о погребении, от федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Пунктами 7.6 – 7.8 раздела 7 Положения № 447 предусмотрено, что захоронение умершего (погибшего) производится в соответствии с обычаями и религиозными традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Для захоронения предоставляется индивидуальный газонный участок земли размером 2,5 x 2,0 метров.
Устанавливаемые надмогильные сооружения (памятники) не должны выступать за границы предоставленного для захоронения земельного участка, иметь размеры не более: стелла (1100мм x 500мм x 100мм), подставка (800мм x 250мм x 150мм), цветник (1200мм x 100мм x 80мм, 800мм x 100мм x 80мм).
Установка оград, бордюров, столов и иных сооружений не допускается. Запрещается производить озеленение высокорослыми деревьями, кустарниками и иными растениями.
Все работы на участке, связанные с установкой надмогильных сооружений (памятников), могут производиться ответственным за захоронение лицом с предварительным уведомлением администрации кладбища.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 февраля 2018 года Абрашенкова Л.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации г. Барнаула С.В. Дугина о предоставлении разрешения на захоронение ее отца Попова В.К., инвалида ВОВ 1-й группы, на Власихинском мемориальном кладбище.
15.02.2018 произведено захоронение Попова В.К. на воинском кладбище города Барнаула в границах предоставленного ответчику земельного участка, что подтверждается фрагментом схемы генерального плана воинского кладбища г. Барнаул и копией журнала регистрации захоронений на военном кладбище.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, установив, что захоронение Попова В.К. произошло на воинском кладбище, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, обязав ответчика демонтировать надмогильное сооружение, установленное на месте захоронения Попова В.К.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из актов обследования от 07.02.2019 и от 29.04.2019 следует, что на воинском кладбище г. Барнаула ул. Власихинская, №144/1(2) проведено обследование могилы Попова В.К., 30.06.1926 г.р. В результате осмотра комиссией установлено, что на месте захоронения ответственным за захоронение лицом Абрашенковой Л.В. были установлены несанкционированные надмогильные сооружения - оградка и лавка.
Направленные МУП «Специализированная похоронная служба» в адрес ответчика претензии о необходимости демонтажа возведенных несанкционированных сооружений не исполнены.
В муниципальном контракте на услуги по содержанию мест захоронения на территории городского округа – города Барнаула и техническом задании к муниципальному контракту, указан адрес Власихинского городского кладбища – ул.Власихинская, 144, адрес военного мемориального кладбища – ул. Власихинская, 144/1.
31.10.2018 Барнаульской городской Думы принято решение № 201 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 28.02.2011 N 447 "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула", которым внесены изменения в раздел 7 Положения, в том числе, в наименовании раздела слова "на военном мемориальном кладбище" заменены словами "на воинском кладбище".
В п. 7.10 Положения № 447 указано местонахождение воинского кладбища: Алтайский край, г.Барнаул, ул. Власихинская, 144/1(2), кадастровый номер: ***
Данный адрес воинского кладбища г. Барнаула, находится в границах земельного участка, принадлежащего городскому округу – город Барнаул Алтайского края, площадью 45869 кв.м., расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Власихинская, 144/1, кадастровый номер земельного участка ***, согласно данным выписки из ЕГРЮЛ от 01.09.2015, свидетельству о государственной регистрации права №*** от 05.12.2011.
Таким образом, разрешая спор, суд установил, что захоронение Попова В.К. находится на воинском кладбище г.Барнаула (ранее военном мемориальном) в границах выделенного земельного участка, что подтверждается фрагментом схемы генерального плана воинского кладбища г.Барнаул. Основанием для захоронения Попова В.К. на воинском кладбище (ранее – военном мемориальном кладбище) послужило то, что он является инвалидом ВОВ 1-ой группы, а также поданное в соответствии с п.7.2. Положения заявление Абрашенковой Л.В. от 14.02.2018 на имя главы администрации г. Барнаула Дугина С.И., содержащее сведения о соответствии Попова В.К. кругу лиц, определенных ст. 11 Федерального закона №8-ФЗ.
Доводы жалобы ответчика о том, что до нее как до потребителя услуг, не была доведена информация о предоставляемой услуге, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку спорные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер, регулируемый органами местного самоуправления, следовательно, положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не распространяются. Обжалуемый судебный акт не препятствует защите прав и законных интересов ответчика иным способом.
В связи с изложенным в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для отмены, либо изменения оспариваемого решения суда не установлено.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, были предметом тщательной судебной проверки, что нашло отражение в мотивировочной части решения, по существу направлены на иную оценку доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: