Дело №2-439/202183RS0001-01-2021-000607-13РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации | |
31 мая 2021 года | г. Нарьян-Мар |
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при секретаре Вокуевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа к Сметаниной Анне Ивановне о взыскании суммы гранта,
установил:
Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент) обратился в суд с иском к Сметаниной А.И. о взыскании суммы гранта в размере 480 546 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что 22.11.2019 с ответчиком было заключено соглашение, по условиям которого последней предоставлен грант в размере 480 546 руб. на создание собственного бизнеса в целях финансового возмещения затрат получателя, связанных с реализацией бизнес-проекта по открытию ателье по пошиву одежды «ЭтноСтиль». Кроме того, данным соглашением предусмотрено, что Сметанина А.И. должна была ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в адрес Департамента отчет об использовании средств гранта и собственных средств с приложением заверенных получателем гранта копий документов, подтверждающих соответствующие расходы, выписку кредитной организации о состоянии расчетного счета с даты перечисления гранта на расчетный счет до отчетной даты, а также информацию о стадии реализации бизнес-проекта в свободной форме, в том числе сведения об общем объеме расходов, понесенных при реализации проекта. Вместе с тем, Сметанина А.И. в нарушение условий соглашения от 22.11.2019 отчеты о хозяйственной деятельности за 2019-2020 гг., не представила. Письмом Департамента на указанный адрес ответчика направляли письма с требованием о предоставлении отчета, однако данные отчеты Сметаниной А.И. не были представлены. Кроме того, в нарушение условий соглашения ответчик прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 02.02.2020, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
Ответчик Сметанина А.И. уведомлялась о времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения заказной почтой по последним известным суду месту жительства и места пребывания.
Указанные судебные извещения возвращены в суд почтовым отделением связи с отметкой «за истечением срока хранения».
Согласно ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, с учетом разъяснений, данных в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Таким образом, суд приходит к выводу об извещении всеми доступными суду способами Сметаниной А.И. о дате и времени рассмотрения дела и с учетом надлежащего извещения иных участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Порядок, условия и размер предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и в целях реализации государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 № 223-п в спорный период были определены Положением, утвержденным постановлением администрации НАО от 23.03.2016 № 82-п.
Согласно п.2 Положения целью предоставления грантов является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП) на территории Ненецкого автономного округа на начальной стадии создания и развития бизнеса.
При этом под грантом понимается денежные средства, предоставляемые начинающим предпринимателям в форме субсидий на условиях софинансирования целевых расходов на создание собственного бизнеса в виде разового платежа; под начинающиим предпринимателем - юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, с момента регистрации которых в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя до даты подачи заявки на участие в конкурсе прошло не более одного календарного года (п. 3 Положения).
Согласно п. 39 Положения гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в сумме, не превышающей 500 (пятьсот) тыс. рублей для одного соискателя.
На основании п. 40 Положения грант предоставляется при условии софинансирования получателем гранта расходов на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15% от размера получаемого гранта.
Под софинансированием расходов на реализацию бизнес-плана могут учитываться фактически понесенные расходы на реализацию бизнес-плана, которые были понесены соискателем до подачи заявления на участие в конкурсе. Данные расходы должны быть произведены только после регистрации соискателя в качестве субъекта МСП. В качестве подтверждения вышеуказанных расходов соискатель представляет заверенные соискателем копии документов, подтверждающих факт приобретения и получения товара.
В соответствии с п. 42 Положения между Департаментом и каждым из победителей конкурса заключается Соглашение на соответствующий финансовый год по типовой форме, установленной исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа в области управления финансами.
Соглашением предусматриваются цели, условия и порядок предоставления гранта, согласие получателя гранта на осуществление Департаментом и органами государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющими государственный финансовой контроль, обязательных проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта, а также порядок возврата гранта в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении (п. 43).
В силу п. 46 Положения предоставление гранта победителям конкурса осуществляется на основании распоряжения Департамента о предоставлении гранта (далее - распоряжение).
Из материалов дела следует, что 22.11.2019 между Департаментом финансов и экономики НАО и ИП Сметаниной А.И. было заключено соглашение №, предметом которого являлось предоставление из окружного бюджета в 2019 году гранта на создание собственного бизнеса в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией бизнес-проекта по открытию ателье по пошиву одежды «ЭтноСтиль» (п.1.1).
В соответствии с п. 1.2 соглашения срок запуска проекта, по открытию ателье по пошиву одежды «ЭтноСтиль», установлен не позднее 20.12.2020.
Согласно п. 1.3 соглашения размер гранта составляет 480 546 руб.
На основании распоряжения Департамента финансов и экономики НАО от ДД.ММ.ГГГГ № Сметаниной А.И. произведена выплата гранта в размере 480 546 руб. что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 56 Положения получатель гранта ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Департамент: 1) отчет об использовании средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования (с нарастающим итогом), составленный по форме согласно Приложению 8 к настоящему Положению (далее - ежеквартальный отчет); 2) выписку кредитной организации о состоянии расчетного счета с даты перечисления гранта на расчетный счет до отчетной даты; 3) документы, подтверждающие расходы, осуществленные в соответствии с бизнес-планом; 4) информацию о стадии реализации бизнес-проекта в свободной форме, в том числе сведения об общем объеме расходов, понесенных при реализации проекта. В случае, если фактическое перечисление средств гранта получателю произведено в IV квартале текущего года, отчет предоставляется в I квартале очередного года с учетом операций, произведенных для реализации проекта с момента перечисления средств гранта.
Получатель гранта ежегодно, не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным годом, предоставляет в Департамент: 1) отчет о хозяйственной деятельности, составленный по форме согласно Приложению 9 к настоящему Положению (далее - ежегодный отчет); 2) копию справки о среднесписочной численности работников за предшествующий календарной год, с отметкой налогового органа о получении (п. 57).
Согласно п. 58 Положения ежеквартальные отчеты предоставляются получателем гранта до полного использования средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования. Ежегодные отчеты предоставляются получателем гранта за календарный год, в котором предоставлен грант, а также 2 календарных года, следующих за годом предоставления гранта.
Аналогичные условия содержаться в соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Сметанина А.И., заключив с Департаментом указанное соглашение, обязалась соблюдать как его условия, так и Положение о порядке и условиях предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.
Из материалов дела следует, что Сметанина А.И. в нарушение условий соглашения и Положения не предоставила отчеты об использовании средств гранта и собственных средств за 4 квартал 2019 года, со сроком предоставления до 10.01.2020, годовой отчет о хозяйственной деятельности за 2019 год, который необходимо было представить до 10.02.2020, за 1 квартал 2020 года, со сроком предоставления до 10.04.2020, за 2 квартал 2020 года, со сроком предоставления до 10.07.2020, за 3 квартал 2020 год, со сроком предоставления до 10.10.2020, за 4 квартал 2020 года со сроком предоставления до 10.01.2021.
Кроме того Сметанина А.И. не представила отчет о хозяйственной деятельности за 2020 года, срок предоставления которого истек 10.02.2021.
Письмами Департамента от 08.04.2020 № 1335/03, от 23.06.2020 № 2291/03 в адрес Сметаниной А.И. были направлены требования с предоставлением отчетности. В указанные сроки данные отчеты не были представлены Сметаниной А.И.
Поскольку, Сметанина А.И. требования, изложенные в письмах Департамента не устранила, в связи с чем истец 20.10.2020, 11.02.2021 направил в адрес ответчика претензии с требованием возврата в окружной бюджет средств гранта в размере 480 546 руб.
С учетом того, что до настоящего времени денежные средства ответчиком не были возращены, более того Сметанина А.И. согласно выписке ЕГРИП утратила статус индивидуального предпринимателя 02.02.2021 прекратив свою деятельность, то указанное послужило основание для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 61 Положения средства гранта подлежат возврату в том числе случае ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Положения и заключенного Соглашения, в том числе требований по представлению отчетности; отсутствия ведения получателем гранта хозяйственной деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана (принятия решения о прекращении ведения хозяйственной деятельности, начала процедуры банкротства).
Получатель гранта обязан возвратить фактически полученный грант в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от Департамента по реквизитам, указанным в требовании (п. 62).
На основании п. 63 Положения в случае если получатель гранта по истечении указанного срока не осуществил возврат бюджетных средств, их взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что при заключении соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик была ознакомлена с его условиями, согласилась с ними и обязалась их исполнять и соответственно была предупреждена об ответственности за их неисполнения, тогда как факт нарушения условий соглашения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, то суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 8 005 руб. 46 коп.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа к Сметаниной Анне Ивановне о взыскании суммы гранта удовлетворить.
Взыскать со Сметаниной Анны Ивановны в доход бюджета Ненецкого автономного округа средства гранта в размере 480 546 руб.
Взыскать со Сметаниной Анны Ивановны государственную пошлину в размере 8 005 руб. 46 коп. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2021 года