К делу №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
28.03.2018 г. Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
в составе:
Председательствующего ФИО2 Дагуф С.Е.,
При секретаре ФИО4
С участием помощника прокурора <адрес> – ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В ходе проверки установлено, что находясь в кабинете прокуратуры <адрес> РА, пользуясь служебным компьютером, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети «интернет» при помощи сетевого кабеля, была проведена проверка и поиск ресурсов, побуждающие к противоправным действиям.
В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Google». При введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов «купить техосмотр» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов).
Установлено, что на сайте «http://texosmotrnedorogo.ru/» организован интернет-магазин по продаже диагностической карты техосмотра для ОСАГО и Е-ОСАГО за 650 рублей, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничений на передачу, копирование, и распространение – отсутствуют.
Размещенная информация: «Диагностическая карта техосмотра, высылается вам на электронную почту, мы не тратимся на бланки, вы не переплачиваете! (Станция ПТО отправляет результат прохождения ТО на электронную почту», «Доступная цена техосмотра: всего 650 рублей и скидки постоянным клиентам», «Все техосмотры присылаются в установленном законом виде».
Просит признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом «http://texosmotrnedorogo.ru/»» информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
В судебном заседании пом.прокурора <адрес> поддержал доводы заявления.
Представитель Роскомнадзора по южному федеральному округу в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п.2 ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. Согласно п.1 ст.11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.262 ГПК РФ, суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Пунктом 2 вышеназванной ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п.2 ст.150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации » информационно -телекоммуникационная сеть -технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ, распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Статья 9 названного закона определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Российской Федерации использование информационно -телекоммуникационных сетей
осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно -телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Федерального закона №149-ФЗ, в соответствии с которой информационно -телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть « Интернет » является информационно -телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона №149-ФЗ, сайтом в сети « Интернет » признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть « Интернет » по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети « Интернет »; страница сайта в сети « Интернет » – часть сайта в сети « Интернет », доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети « Интернет ».
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации », в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как установлено судом, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В ходе проверки установлено, что находясь в кабинете прокуратуры <адрес> РА, пользуясь служебным компьютером, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети «интернет» при помощи сетевого кабеля, была проведена проверка и поиск ресурсов, побуждающие к противоправным действиям.
В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Google». При введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов «купить техосмотр» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов).
Установлено, что на сайте «http://texosmotrnedorogo.ru/» организован интернет-магазин по продаже диагностической карты техосмотра для ОСАГО и Е-ОСАГО за 650 рублей, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничений на передачу, копирование, и распространение – отсутствуют.
Размещенная информация: «Диагностическая карта техосмотра, высылается вам на электронную почту, мы не тратимся на бланки, вы не переплачиваете! (Станция ПТО отправляет результат прохождения ТО на электронную почту», «Доступная цена техосмотра: всего 650 рублей и скидки постоянным клиентам», «Все техосмотры присылаются в установленном законом виде».
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям Правительства РФ в сфере технического осмотра относятся установление правил проведения технического осмотра, в том числе установление параметров и требований, предъявляемых к транспортным средствам при проведении технического осмотра, формы и содержания диагностической карты.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила проведения технического осмотра транспортных средств.
Согласно п. 4, 5, 6 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, при проведении технического осмотра к транспортным средствами не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов.
Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям ТС, а также организациями, указанными в ч.7 ст. 32 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Операторы технического осмотра обеспечивает размещение в сети Интернет и в удобном для ознакомления месте и виде в пункте технического осмотра текста ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Проведенной прокурорской проверкой установлено, что в сети интернет предоставляется свободный доступ пользователям неопределенного круга лиц к интернет-сайту: «http://texosmotrnedorogo.ru/», на котором размещена информация о продаже диагностической карты техосмотра для ОСАГО.
На страницах указанного сайта находится информационный материал, который содержит сведения о нелегальном изготовлении диагностических карт и их продаже, а именно размещена информация о возможности возмездного приобретения диагностических карт, минуя установленный законом порядок получения такого документа. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный интернет -ресурс доступен для неограниченного круга лиц.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 196-ФЗ находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в том числе диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ « О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 170-ФЗ) технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 170-ФЗ после проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 170-ФЗ диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства.
Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее чем три года. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится в ней в течение не менее чем пять лет.
Диагностическая карта является документом строгой отчетности.
Форма диагностической карты утверждается Правительством Российской Федерации, правила заполнения диагностической карты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае утраты или порчи диагностической карты в течение срока ее действия соответствующий дубликат выдается любым оператором технического осмотра по заявлению владельца транспортного средства или его представителя на основании сведений, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 170-ФЗ оператор технического осмотра обязан, в том числе, отказывать в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств; обеспечивать учет, хранение и уничтожение диагностических карт в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Порядка учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок) организация учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт возлагается на оператора технического осмотра.
Согласно п. 3 Порядка учет диагностических карт ведется по их регистрационным номерам и датам проведения технического осмотра в книге учета диагностических карт согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Таким образом, установленный федеральным законодательством порядок получения диагностической карты предусматривает прохождение технического осмотра операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с федеральным законодательством с предоставлением транспортного средства.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа.
Таким образом, размещенная на вышеуказанном сайте информация распространяется на неограниченный круг лиц и содержит признаки пропаганды совершения преступлений с использованием информационно телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет ».
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях защиты интересов государства, прав и законных интересов прав граждан, и во исполнение действующего законодательства прокурор <адрес> считает, что доступ к вышеуказанному Интернет сайту следует ограничить.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещена.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL-адресом :: «http://texosmotrnedorogo.ru/» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФИО2 ДАГУФ С.Е.