Дело № 2-395/2021
УИД № 24RS0054-01-2021-000209-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2021 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Френдака Р.В.,
при секретаре Михеевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марьясовой Ольги Николаевны к администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края о включении в состав наследства жилого дома и земельного участка, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Марьясова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края о включении в состав наследства жилого дома и земельного участка, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, мотивируя свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ умер муж истца - М.А.А.. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенного по <адрес>. После смерти мужа Марьясова О.Н. проживает в указанном доме, фактически приняла наследство, оставшееся после смерти супруга М.А.А., однако прав на наследственное имущество не оформила. Препятствием для вступления в наследство на жилой дом является то, что договор купли-продажи между М.А.А. и М.П.Б. (матерью М.А.А.) не был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. М.А.А. покупал дом у совей матери М.П.Б., которой указанное имущество принадлежало на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23.12.1977, реестровый №, зарегистрированного в Ужурском БТИ от 23.12.1977, реестровый № и свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от 22.04.1998. Договор купли-продажи был составлен 18.08.1999, цена договора составляла 15 000 рублей. В соответствии с п.6 продавец получила от покупателя 15 000 рублей наличными. В настоящий момент зарегистрировать сделку не представляется возможным, так как продавец М.П.Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти мужа никто в наследство не на принадлежащее имущество не вступал, заявления о вступлении в наследство не подавал. Марьясова О.Н. фактически приняла наследство, так как после смерти продолжила проживать в жилом доме, владеет и пользуется домом и земельным участком. Других наследников на имущество после смерти М.А.А. не имеется. Руководствуясь ст. 1112 ГК РФ истец Марьясова О.Н. просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти М.А.А., жилой дом <данные изъяты> и земельный участок <данные изъяты> расположенные по <адрес>, и признать за ней право собственности на указанный жилой дом и земельный участок в порядке наследования.
Истец Марьясова О.Н., представитель истца Зарецкая Л.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом. В письменной заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве представитель ответчика Андронова Е.А. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, указала, что жилой дом, расположенный по <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значатся, против удовлетворения исковых требований Марьясовой О.Н. не возражает.
Исследовав обстоятельства и материалы дела, суд находит исковые требования Марьясовой О.Н., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Марьясова Ольга Николаевна приходится женой М.А.А., умершему ДД.ММ.ГГГГ, Брачные отношения Марьясовой О.Н. и М.А.А. подтверждаются свидетельством о заключении брака согласно которому, ДД.ММ.ГГГГ М.А.А. и Летина Ольга Николаевна заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Марьясова.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ умер М.А.А., что подтверждается свидетельством о смерти.
После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>. Указанные объекты недвижимости принадлежали наследодателю на праве собственности. Данный вывод суда основан на следующих доказательствах.
Как следует из договора купли-продажи от 18 августа 1999 года М.А.А. купил у М.П.Б. жилой дом <данные изъяты>. с надворными постройками, расположенный на участке земли <данные изъяты>., по <адрес>. Данный договор удостоверен государственным нотариусом Ужурской Государственной нотариальной конторы Бровкиной Н.В., зарегистрирован в реестре №.
Согласно справке Ужурского отделения Восточно-Сибирского Филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 10.01.2020 по состоянию на 01.07.1999 года право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, <данные изъяты>., зарегистрировано за М.П.Б. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23.12.1977, реестровый №, зарегистрированного в Ужурском БТИ от 23.12.1977, реестровый №.
Из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от 22.04.1998 следует, что М.П.Б. является собственником земельного участка для индивидуального домовладения, расположенного по <адрес>.
Марьясова П.Б. умерла 28.09.2005, что подтверждается свидетельством о смерти от 05.10.2007.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом (п. 60). Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя (п. 62).
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что обязательства по договору купли-продажи от 18.08.1999 исполнены, а жилой дом, расположенный по <адрес>, принадлежал М.А.А. на праве собственности. С 1999 года до момента смерти М.А.А. добросовестно, открыто и непрерывно владел и пользовался жилым домом по указанному выше адресу, проживал в нем, нес расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Притязаний со стороны других лиц на жилой дом не установлено.
Согласно сообщению нотариуса Ужурского нотариального округа Бровкиной Н.В. от 17.06.2019 заявлений о принятии наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ М.А.А. в нотариальную контору нотариуса Ужурского нотариального округа Красноярского края не поступало, наследственное дело не заводилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Согласно п. 1, 2 и 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследство, открывшееся после смерти М.А.А., фактически приняла его супруга Марьясова О.Н., которая после смерти супруга распорядилась принадлежащим ему имуществом, продолжила проживать в принадлежащем ему доме, расположенном по <адрес>. Однако Марьясова О.Н. к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась.
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес>, принадлежали М.А.А. на праве собственности, а потому они подлежат включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.
Таким образом, принимая во внимание, что установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства истек, за Марьясовой Ольгой Николаевной следует признать право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный по <адрес>. При таких обстоятельствах исковые требования Марьясовой О.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Марьясовой Ольги Николаевны удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти М.А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом <данные изъяты>., с кадастровым №, и земельный участок <данные изъяты>. расположенные по <адрес>.
Признать за Марьясовой Ольгой Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом <данные изъяты>., с кадастровым №, и земельный участок <данные изъяты>. расположенные по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Р.В. Френдак
Решение в окончательной форме составлено и подписано 20 мая 2021 года