РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 27 мая 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе судьи Луценко В.В.,
при секретаре Цыбуля А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-537/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Романовой Галине Владимировне о взыскании задолженности по налогам,
установил:
30.01.2020 в суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее – налоговый орган, Инспекция, МРИ ФНС № 16,) о взыскании с Романовой Г.В. в доход федерального бюджета задолженности пени по налогу на доходы физических лиц в размере 7087,43 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что налоговый агент ООО «Медтехника-НТ» представил в налоговый орган справку о доходах физического лица Романовой Г.В. за 2010 год № 50 от 24.02.2011, в которой указана сумма дохода за 2010 год в размере 344102,09 руб., с которого не был удержан исчисленный налог в размере 44733 руб.
Сама Романова Г.В. представила в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2010 год, в которой заявила сумму полученного дохода от ООО «Медтехника-НТ» в размере 344102,09 руб. и сумму налога подлежащего уплате в бюджет в размере 44733 руб., лишь 13.06.2012, то есть позднее установленного срока представления налоговой декларации 03.05.2011 и позднее срока уплаты налога в бюджет на основе этой декларации 15.07.2011.
Инспекцией был взыскан налог на доходы физических лиц за 2010 год в размере 44733 руб., пени и штраф в судебном порядке по решению Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 12.07.2013 № 2-871/2013.
Задолженность по исполнительному листу № 2-871/2013 по налогу на доходы физических лиц за 2010 год перечислена в бюджет 28.04.2015 в размере 14733 руб. и 24.05.2015 в размере 30000 руб.
Ссылаясь на положения п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), административный истец просит взыскать с административного ответчика пени в размере 7087,43 руб., начисленные за период с 05.09.2013 по 26.04.2015 на недоимку в размере 44733 руб., а в период с 24.03.2015 по 26.04.2015 на недоимку в размере 14733 руб., с учетом оплаты 24.03.2015 части недоимки в размере 30000 руб.
Копия административного искового заявления была направлена административным истцом административному ответчику 30.01.2020 (идентификатор 80089044478873).
Определением судьи от 31.01.2020 рассмотрение дела назначено в упрощенном порядке.
Административный ответчик Романова Г.В. направила в суд возражения, в которых просила отказать в удовлетворении требований, указав, что решением суда от 12.07.2013 с неё в доход федерального бюджета взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 60779,29 руб., в том числе по налогу в размере 44733 руб., пени в размере 2626,29 руб. и штраф в размере 13420 руб. Решение суда исполнено ею в полном объёме. Обращение административного истца с иском о взыскании с неё пеней по налогу на доходы физических лиц за период с 05.09.2013 по 26.04.2015 не соответствует требованиям действующего законодательства, так как истцом уже на дату обращения к мировому судье с заявлением о взыскании с неё пеней по налогу на доходы физических лиц был пропущен предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ срок подачи заявления о взыскании с неё задолженности по налогам.
Определением судьи от 13.03.2020 рассмотрение дела назначено по общим правилам административного судопроизводства на 16.04.2020.
В указанном судебном заседании производство по делу было приостановлено в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и введенным в связи с этим режимом повышенной готовности.
Определением судьи от 12.05.2020 производство по делу возобновлено.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный 15.05.2020 о времени и месте судебного заседания, не явился, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Романова Г.В. также не явилась в судебное заседание.
При этом направленная административному ответчику корреспонденция по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, была возвращена отделением связи по истечении срока ее хранения в связи с неявкой адресата за ее получением.
Вместе с тем Романова Г.В. уведомлена о времени и месте судебного заседания СМС-сообщением по телефону 9120405333, указанному в возражения относительно исполнения судебного приказа.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Возвращение в суд неполученного административным ответчиком заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию неоднократных мер, необходимых для вручения судебного документа, пока не доказано иное.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные суду письменные доказательства и оценив их в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
По настоящему делу административным ответчиком признан факт несвоевременной оплаты налога.
Административным истцом по настоящему делу заявлено о взыскании пени в связи с несвоевременной оплатой налога, который был взыскан с административного ответчика при исполнении судебного решения.
Согласно п. 1, 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Кодекса).
На основании п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.
В пунктах 1, 2 и абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как усматривается из искового заявления расчет пени по налогу в размере 7087,43 руб. административному ответчику произведен в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с 05.09.2013 по 26.04.2015.
Согласно материалам дела 25.02.2019 в адрес Романовой Г.В. заказным письмом (идентификатор 45091932069060) было направлено требование № 26241 от 05.02.2019 об уплате пени в указанном размере 7087,43 руб. со сроком исполнения до 02.04.2019.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1, 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (п. 4 ст. 70 НК РФ).
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как видно из обстоятельств дела административным истцом были нарушены сроки направления требования об уплате пени, установленные п.п. 1, 3 ст. 70 НК РФ, поскольку указанное требование направлено 25.02.2019, в то время как с административного ответчика была в полном объёме взыскана недоимка по налогу еще 24.05.2015, на что указывает сам административный истец в своем исковом заявлении.
Таким образом, административный истец уже в мае 2015 года имел возможность установить факт просрочки в уплате налога и размер пени,
Согласно п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поэтому срок направления требования об уплате пеней исчисляется с момента уплаты задолженности по налогу, а именно:
- с момента уплаты всей суммы недоимки, на которую были начислены пени;
- с момента уплаты последней части задолженности по налогу при ее перечислении частями.
Требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Согласно п. 31 Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
При таких обстоятельствах требование об уплате пени подлежало направлению Романовой Г.В. не позднее 24.08.2015, поскольку сумма пени превышала 3000 руб.
Вместе с тем срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, указанных в ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Нижнего Тагила 17.06.2019 был вынесен судебный приказ № 2а-1596/2019 о взыскании пени в указанном размере 7087,43 руб., который отменен определением от 31.07.2019 в связи с поступлением возражений от Романовой Г.В. относительно исполнения судебного приказа.
Суд отмечает, что в заявлении о вынесении судебного приказа административный истец прося взыскать ту же сумму пени в размере 7087,43 руб., указывал иной период начисления пени с 05.02.2018 по 05.02.2019, который со всей очевидностью является ошибочным, так как начисление пени после погашения недоимки по налогу производиться не может.
Определяя срок утраты права взыскания суд суммирует 8-дневный срок исполнения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ), а также два 6-месячных срока. При таких обстоятельствах предельный срок для обращения в суд за взысканием пени истек 30.08.2016, то есть более 3 лет назад.
Следовательно, как заявление о вынесении судебного приказа, так и административное исковое заявление поданы за пределами максимально возможного срока для взыскания пени, и поэтому требование административного истца о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2010 год за период с 05.09.2013 по 26.04.2015 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Романовой Галине Владимировне о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2010 год в размере 7087 руб. 43 коп. за период с 05.09.2013 по 26.04.2015 отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 27 мая 2020 года.
<...>
<...>
Судья Луценко В.В.