Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 18 марта 2016 года
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Фоминой И.А.
при секретаре Логуновой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-297/2016 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Самара, ООО «Самарский монолит» о возложении обязанности исполнить предписание, привести земельный участок в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.о.Самара, ООО «Самарский монолит» о возложении обязанности исполнить предписание, приостановить строительство жилого дома, указав, что и.о. главы городского округа Самара ООО «Самарский монолит» выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU 63301000-115 жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А. со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой, проведенной министерством строительства <адрес>, выявлены нарушения градостроительного законодательства при выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
Подготовленный департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара градостроительный план земельного участка, не соответствующий требованиям Правил землепользования и застройки, привел к нарушениям, допущенным при подготовке проектной документации, а в дальнейшем и при выдаче разрешения на строительство.
По результатам проверки министерством строительства <адрес> в адрес главы администрации г.о.Самара и департамента строительства и архитектуры г.о. Самара направлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № и предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-В, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Предписанием указано на отмену разрешения на строительство. Предписание до настоящего времени не исполнено.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования администрации г.о. Самара о признании незаконным предписания министерства строительства <адрес> оставлены без удовлетворения.
В настоящее время ООО «Самарский монолит» осуществляет строительство жилого дома по адресу <адрес> А.
Вместе с тем объект капитального строительства должен отвечать требованиям градостроительного законодательства, эксплуатационной и конструктивной надежности здания. Строительство объекта, с нарушением градостроительных норм создает опасность причинения вреда в том числе лицам, которые находятся на объекте, нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1065, ст.12 Гражданского кодекса РФ, прокурор просил суд обязать администрацию городского округа Самара исполнить предписание министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-В в части отмены разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А. со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «Самарский монолит» приостановить строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Валюткина С.Ш. поддержала исковые требования по выше изложенным основаниям, впоследствии уточнила их, просила суд обязать администрацию городского округа Самара исполнить предписание министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-В в части отмены разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А. со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «Самарский монолит» привести земельный участок по адресу: <адрес> А в первоначальное состояние, существовавшее до выдачи разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <данные изъяты>, в соответствии со строительными нормами и правилами.
Представитель ответчика администрации г.о.Самара по доверенности Уварова А.С. требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель ответчика ООО «Самарский монолит» по доверенности Корнев Б.Г. иск прокурора не признал, просил суд назначить судебную архитектурно-строительную экспертизу. Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного ходатайства отказано.
В связи с изменением решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № наименования Департамента строительства и архитектура г.о. Самара на Департамент градостроительства г.о. Самара судом изменено наименование третьего лица.
Представитель третьего лица департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Ртищев Д.О. возражал против удовлетворения требований прокурора по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица министерства строительства <адрес> по доверенности Сливина Е.А. поддержала требования прокурора в части возложения обязанности на Администрацию г.о.Самара обязанности исполнить предписание, в остальной части разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Государственной инспекции строительного надзора <адрес> по доверенности Горбачев К.В. оставил разрешение иска прокурора на усмотрение суда.
Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частями 7 и 9 рассматриваемой статьи также предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела следует, что на основании уведомления о проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к которому являлось решение прокуратуры <адрес> о согласовании проведения внеплановой проверки, министерством строительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией городского округа Самара и департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара законодательства о градостроительной деятельности при подготовке и выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А.
Основанием проведения внеплановой проверки в отношении администрации городского округа Самара и департамента строительства и архитектуры городского округа Самара послужило обращение депутата Самарской Губернской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях проверки было принято распоряжение министра строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, определившее цели и задачи внеплановой проверки, а также решение прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании внеплановой проверки, что соответствует положениям части 2.6 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и является законным основанием для проведения проверки.
В администрацию городского округа Самара из министерства строительства <адрес> поступили акт о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №-В и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №-В.
Основанием для вынесения указанного предписания послужил факт выдачи администрацией г.о.Самара разрешения на строительство при наличии обстоятельств для отказа в получении такого разрешения.
Согласно акту проверки и предписанию, в ходе проведенной министерством проверки были выявлены нарушения градостроительного законодательства при выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 63301000-115.
Как следует из акта проверки министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-В, ООО «Самарский монолит» является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> А с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2 221,7 кв.м, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АВ №).
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2 221,70 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> А, с видом разрешенного использования «многоквартирные жилые дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города», является Затонский Д.Н. (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты> №).
Между Затонским Д.Н. и ООО «Самарский монолит» был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> А, сроком на 3 года до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, к заявлению ООО «Самарский монолит» о выдаче разрешения на строительство были приложены, в том числе, градостроительный план земельного участка № <данные изъяты> утвержденный распоряжением руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (далее - ГПЗУ), а также материалы проектной документации, включающие схему планировочной организации земельного участка (шифр 1/08/331-00-ГП).
В ходе проверки министерством было установлено, что ГПЗУ подготовлен для проектирования многоэтажного жилого дома с паркингом (паркинг - вторая очередь) по <адрес>А в <адрес>. ГПЗУ подготовлен в 2014 году, то есть после разработки проектной документации и получения сводного экспертного заключения по проектной документации.
Как следует из ГПЗУ, земельный участок расположен в зоне Ж-4 - зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей.
Согласно таблице № «Участки многоквартирных жилых домов 5-16 этажей (для зоны Ж-3 и Ж-4)» Правил застройки и землепользования <адрес>, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), для указанной территориальной зоны установлены следующие минимальные параметры застройки: минимальная глубина заднего двора (для 5-этажных зданий и по <данные изъяты> м на каждый дополнительный этаж для зданий до 16 этажей) - <данные изъяты> м. Таким образом, для 16-ти этажного жилого дома минимальная глубина заднего двора должна составлять 40 м - на чертеже ГПЗУ указан минимальный отступ 1 м; минимальная ширина бокового двора (для 5-этажных зданий и по 0,5 м на каждый дополнительный этаж для зданий до 16 этажей) -5 м. Таким образом, для 16-ти этажного жилого дома минимальная ширина бокового двора должна составлять <данные изъяты> м - на чертеже ГПЗУ указаны минимальные отступы 7<данные изъяты> м и 1 м; минимальная суммарная ширина боковых дворов - 10>м (согласно чертежу ГПЗУ - 8,5 м).
Таким образом, заполнение раздела 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования» ГПЗУ в части отображения на чертеже минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения жилого дома не соответствует Правилам, поскольку место допустимого размещения 16-ти этажного жилого дома, указанное на чертеже ГПЗУ определено с нарушением предельных параметров застройки, установленных для территориальной зоны Ж-4.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении требований администрации г.о.Самара о признании незаконным и отмене предписания министерства строительства <адрес> об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №-В.
Арбитражным судом <адрес> отмечено в решении, что подготовленный департаментом градостроительный план земельного участка, не соответствующий требованиям Правил землепользования и застройки, привел к нарушениям, допущенным при подготовке проектной документации, а в дальнейшем и при выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Данные правила обязательны для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную (строительную) деятельность на территории <адрес>.
Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля, руководствуясь статьей 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе был отменить ранее выданное разрешение на строительство.
Однако при рассмотрении данного гражданского дела судом установлено, что до настоящего времени предписание министерства строительства от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены разрешения на строительство администрацией г.о.Самара не исполнено.
Исходя из толкования нормы статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается только при наличии правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства и земельный участок.
Разрешение на строительство выдано ООО «Самарский монолит» на основании градостроительного плана земельного участка, который не соответствует нормативному правовому акту - Правилам застройки и землепользования <адрес>, которые применяются наряду с нормативами и стандартами, установленными уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями.
Учитывая изложенное, а также то, что на земельном участке по адресу: <адрес> А, ООО «Самарский монолит» вырыт котлован под фундамент объекта капитального строительства, созданы условия, создающие угрозу для жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что действиями администрации г.о.Самара по невыполнению предписания министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также действиями ООО «Самарский монолит», продолжающим строительство жилого дома при отсутствии разрешения на строительство, нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку создают опасность причинения вреда в будущем.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Следовательно, действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК РФ. При этом выбранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, а если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
При таких обстоятельствах, поскольку выявленные проверкой министерства строительства <адрес> нарушения на момент рассмотрения дела в суде администрацией г.о.Самара не устранены, предписание не исполнено, на земельном участке ответчика вопреки требованию закона без получения разрешения ведутся строительные работы, относимые законом к источнику повышенной опасности и поэтому представляющие собой реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, а также свидетельствует об опасности причинения вреда жизни, здоровью граждан в будущем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г.о.Самара обязанности исполнить предписание министерства строительства <адрес> в части отмены разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также о возложении на ООО «Самарский монолит» обязанности привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> А, в первоначальное состояние, существовавшее до выдачи разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, в соответствии со строительными нормами и правилами, в связи с чем уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку выбранный прокурором способ защиты права неопределенного круга лиц соответствует характеру нарушенного права и не противоречит положениям ст. 12 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Самара, ООО «Самарский монолит» о возложении обязанности исполнить предписание, привести земельный участок в первоначальное состояние удовлетворить.
Обязать администрацию г.о.Самара исполнить предписание министерства строительства <адрес> в части отмены разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> А со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО «Самарский монолит» привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> А, в первоначальное состояние, существовавшее до выдачи разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <данные изъяты>, в соответствии со строительными нормами и правилами.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2016 года.
Судья (подпись) И.А.Фомина
Копия верна:
Судья: