Судья Усов Л.Ю. дело № 12-319/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев 03 октября 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Рочева К.В. на постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 15 августа 2018 года,
установил:
постановлением судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 15.08.2018 Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, как незаконного и необоснованного.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, настаивающего на доводах жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, 18 мая 2018 года в период времени с 19 час. 40 мин. до 19 час. 57 мин. государственным инспектором ДПС группы ДПС ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району проведен осмотр участков автомобильных дорог регионального значения "Ираель-Ижма-Усть-Цильма" км.223 (напротив <Адрес обезличен> Республики Коми) и "Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья" 1км. (<Адрес обезличен>)
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 18 мая 2018 года в ходе осмотра выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанных дорог, а именно:
- на участке автомобильной дороги "Ираель-Ижма-Усть-Цильма" км.223, расположенном напротив <Адрес обезличен> имеются дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", вместе с тем отсутствует дорожная разметка 1.14.1, применяемая для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами, чем нарушен пункт 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004;
- на участке автомобильной дороги "Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья" 1км., расположенном напротив д<Адрес обезличен> отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, чем нарушен пункт 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93;
- на участке автомобильной дороги "Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья" 1км., расположенном напротив <Адрес обезличен> отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, чем нарушен пункт 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, а также имеются дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", вместе с тем отсутствует дорожная разметка 1.14.1, применяемая для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами, чем нарушен пункт 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004;
- на участке автомобильной дороги "Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья" 1км., расположенном напротив <Адрес обезличен> отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, чем нарушен пункт 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93.
Судья районного суда, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, и приведенные выше нарушения требований пункта 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, пункта 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, допущены в результате бездействия со стороны Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и вопреки требованиям пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090. Также судья городского суда исходил из того, что собственником спорной автодороги является Министерство, и право оперативного управления на спорные участки дороги в установленном законом порядке не зарегистрировано за ГКУ РК "УправдорКоми".
Однако с выводом судьи районного суда о доказанности виновности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28 августа 2017 года № 456 утверждено Положение о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. Согласно данному Положению Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящими в государственной собственности Республики Коми. В соответствии с пунктам 6 и 7 части 9 главы II данного Положения основными задачами деятельности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми являются: разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Правительством Республики Коми создано ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми (далее ГКУ РК "УправатодорКоми").
В соответствии с Уставом ГКУ РК "УправатодорКоми" предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях выполнения работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и Правительства Республики Коми в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Целями деятельности ГКУ РК "УправтодорКоми" являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Пунктом 17 Устава ГКУ РК "УправтодорКоми" предусмотрено, что для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми, для обеспечения деятельности ГКУ РК "УправтодорКоми" и реализации уставных целей в соотвествии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляет контроль, в том числе лабораторный, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных контрактов;
- осуществляет контроль за полнотой и правильностью оформления исполнительной документации;
- осуществляет приемку и оплату выполненных работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения;
- организует работы по подготовке и проведению приемки в эксплуатацию законченных объектов; осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения и др.
Согласно Уставу Учреждения и положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГКУ РК "УправтодорКоми" является государственным заказчиком по государственным контрактам на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. В контракте ГКУ РК "УправтолдорКоми" устанавливает сроки и объемы выполнения работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах и, согласно условий контракта, именно Учреждение осуществляет контроль за выполнением работ на автомобильных дорогах.
Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в том числе автомобильных дорог регионального значения "Ираель-Ижма-Усть-Цильма" и "Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья" возложены на ГКУ РК "Управтодоркоми".
Для выполнения указанных функций Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми до ГКУ РК "УправтодорКоми" ежегодно доводятся лимиты бюджетных обязательств, которыми Учреждение самостоятельно распоряжается в соответствии с их целевым назначением.
Из материалов дела следует, что на выполнение работ по нанесению вновь и восстановлению изношенной горизонтальной разметки автомобильных дорог в северных районах Республики Коми между ГКУ РК "УправтодорКоми" (Заказчик) и ООО "Магистраль проект" (Подрядчик) заключен государственный контракт <Номер обезличен>.
В январе 2018 года Министерством выделены денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) ГКУ РК "УправтодорКоми" на выполнение функций по содержанию спорных автомобильных дорог регионального значения "Ираель-Ижма-Усть-Цильма" и "Усть-Цильма-Сергеево-Щелья-Хабариха-р.Сосья" в размере ... тыс.руб., что подтверждается выписками из бюджетной системы.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Министерство не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт спорной автомобильной дороги регионального значения, на участке которой были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги.
При таких обстоятельствах Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данное постановление судьи подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 15 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми отменить, жалобу представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Рочева К.В. удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья .
.