Дело №2-11-298/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Окуловка 24 мая 2019 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кашеварова П.К.,
при секретаре Прохоровой Э.В.,
с участием истцов: Филипповой Т.В., Филиппова Е.А.,
их представителя ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой ФИО13, Филиппова ФИО14 к администрации <адрес> сельского поселения о включении в состав наследственной массы и признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Филиппова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения о включении в состав наследственной массы и признании права собственности на недвижимое имущество, а именно на <адрес> в <адрес> по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ между совхозом «<данные изъяты>», с одной стороны, и Филипповой Т.В., ФИО1, с другой стороны, заключен договор о передаче в собственность <адрес> в <адрес>. Надлежащим образом истец Филиппова Т.В. и ее супруг ФИО1 право собственности на квартиру не зарегистрировали, поскольку в договоре ошибочно указано, что квартира передается в собственность трех человек, третий участник договора не указан. Супруг истицы ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С момента приобретения квартиры в ДД.ММ.ГГГГ году Филиппова Т.В. с супругом ФИО1 открыто, непрерывно и добросовестно владели ею как своей собственной, просит суд включить право собственности на № долю в праве на указанную квартиру в состав наследственной массы после смерти ФИО1 и признать за ней право собственности на квартиру.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены. В дело вступил соистец Филиппов Е.А., а исковые требования истцами сформулированы следующим образом. Истцы просят: включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ? долю в праве собственности на <адрес> в <адрес> <адрес>; признать за Филипповой ФИО15 право собственности на ? доли в праве на указанную квартиру (? доля в праве в порядке наследования, ? доля в праве в порядке приобретательной давности); признать за Филипповым ФИО16 право собственности на ? долю в праве на указанную квартиру.
Истцы Филиппова Т.В., Филиппов Е.А. и их представитель ФИО12 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации <адрес> сельского поселения <адрес>, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не имеет.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов и их представителя, свидетелей ФИО7, ФИО8, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При этом, по смыслу абз.2 ч.1 ст.234 ГК РФ, отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
В соответствии со статьями 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, как принадлежащее на праве собственности другому лицу, так и на бесхозяйное имущество.
Из объяснений представителя истцов и письменных материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Филипповой Т.В., ФИО1 и совхозом «<данные изъяты> был заключен договор № о передаче в собственность на семью из 3-х человек квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно техническому паспорту <адрес> в <адрес> имеет общую площадь № кв.м., жилую - № кв.м., собственниками указаны Филиппова ФИО17 и ФИО1.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости – квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, право собственности на неё ни за кем не зарегистрировано.
Согласно сведениям отделения по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> в квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> зарегистрированы истцы: Филиппова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Филиппов Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № по <адрес> совхоз «<данные изъяты>» снят с учета в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 18 ГК РФ, в частности предусмотрено, что граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество.
В силу п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
На основании ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из материалов дела следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>.
Согласно материалам наследственного дела № (нотариус <адрес> ФИО9) к имуществу умершего ФИО1 наследниками первой очереди по закону являются истцы: жена -Филиппова ФИО18 и сын - Филиппов ФИО19. Других наследников ФИО1 судом не установлено.
В соответствии с п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ, п.11 совместного Постановления Пленума ВС РФ №10 и ВАС РФ №22 от 29.04.2010, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8 подтвердили обстоятельства, изложенные истцами в исковом заявлении, в полном объеме.
Судом установлено, что в договоре № от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно указано, что квартира передается в собственность троих человек.
Судом также установлено, что после смерти собственника доли квартиры наследство приняли истцы, обратившись в установленный законом срок к нотариусу, они несут бремя ее содержания, следят за ее надлежащим состоянием, оплачивают коммунальные услуги.
Таким образом, Филиппова Т.М. и Филиппов Е.А. фактически приняли наследство, поскольку вступили во владение наследственным имуществом, оставшимся после смерти ФИО1 в виде спорной квартиры.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требования истцов о включении в состав наследственной массы после смерти ФИО20 ? доли в праве собственности на спорную квартиру и признании за ними права собственности на спорную квартиру в указанных в иске долях, являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Филипповой ФИО21 и Филиппова ФИО22 – удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ? долю в праве собственности на <адрес> в <адрес> <адрес>.
Признать за Филипповой ФИО23 право собственности на ? доли в праве на <адрес> в <адрес> <адрес>.
Признать за ФИО3 право собственности на ? долю в праве на <адрес> в <адрес> <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности Филипповой Т.В. и Филиппова Е.А. в указанных долях на указанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца через Окуловский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 мая 2019 года.
Судья Кашеваров П.К.