№ 2а-747 (10RS0016-01-2020-002270-15)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 23 сентября 2020 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Медведевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия к Романовой В.Г. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней,
установил:
Истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК обратилась с названным иском к ответчику Романовой В.Г. по тем основаниям, что ответчик являлась страхователем в системе обязательного пенсионного страхования как индивидуальный предприниматель, 22 января 2020 года административный ответчик утратила статус индивидуального предпринимателя, при этом за ней имеется задолженность по страховым взносам и пени по ним в общей сумме 5 443 руб. 71 коп. На указанные суммы Романовой В.Г. было выставлено требование об оплате, разногласий к истцу от административного ответчика не поступило, страховые взносы и пени по ним до настоящего времени не оплачены. На основании изложенного просили взыскать с Романовой В.Г. задолженность по налогам, сборам, страховым взносам и пени по ним в сумме 5 443 руб. 71 коп. Так как административным истцом пропущен процессуальный срок для подачи настоящего искового заявления, МИФНС № 2 по Республике Карелия было заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с настоящим исковым заявлением, так как налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность по оплате налогов.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Романова В.Г. в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресу места регистрации, об отложении дела не ходатайствовала, об уважительности причин не явки не сообщала.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В соответствии со ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанными производить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из положений п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов и пеней, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме страховых взносов и обязанности уплатить её в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога (страховых взносов) в установленный срок производится взыскание налога (страховых взносов) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Романова В.Г. являлась индивидуальным предпринимателем, прекратила свою деятельность 22 января 2020 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Из представленного административным истцом расчёта следует, что за Романовой В.Г. числится задолженность:
- по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в сумме 84 руб. 40 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 3 796 руб. 85 коп.;
- по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 1 562 руб. 46 коп.
В связи с неоплатой указанных платежей Романовой В.Г. было выставлено требование №... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 21 ноября 2017 года, где в том числе были указаны данные задолженности на общую сумму 5 443 руб. 71 коп. со сроком оплаты до 11 декабря 2017 года.
Принимая во внимание, что недоимка по страховым взносам и пеням возникла у ответчика до принятия и вступления в законную силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», суд полагает, что в данном случае должны применяться нормы закона, действовавшие на период возникновения указанной задолженности.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ).
Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В соответствии с частями 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Частью 3 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам орган контроля направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В направленном ответчику требовании №... об уплате недоимки по страховым взносам и пеней устанавливался срок уплаты недоимки до 11 декабря 2017 года. Административный иск был подан налоговым органом в суд 26 августа 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. В обоснование уважительности пропуска срока административным истцом указано о том, что административным ответчиком не была исполнена конституционная обязанность по оплате налогов и сборов.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей, довод о неисполнении Романовой В.Г. конституционной обязанности по уплате налогов судом таковым не признается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока на подачу административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
мотивированное решение в порядке ст.177 КАС РФ изготовлено 25 сентября 2020 года