К делу № 2-318/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Тульский 04 апреля 2018 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Панеш Х.А.,
при секретаре - Курижевой А.В.,
с участием: помощника прокурора Джандар К.Х., ответчика ИП Малютиной Т.А. и ее представителя Малютина М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Малютиной Татьяне Алексеевне о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, а также требований природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Малютиной Татьяне Алексеевне (ИНН 231100520000) в срок до 01.05.2018 года обеспечить антитеррористическую защищенность отеля «Белая река», расположенного по адресу: РА, Майкопский район, пос. Гузерипль, ул. Лесная, № 41 «М», а именно:
Прокуратурой района в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года с привлечением специалистов отдела территориального подразделения надзорной деятельности по г. Майкопу и Майкопскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Адыгея и Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности в отеле «Белая река», расположенном по адресу: РА, Майкопский район, пос. Гузерипль, ул. Лесная, № 41 «М», в котором одновременно может разместиться до 50 человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ *0 противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения» (далее - «Требования к антитеррористической защищенности гостиниц», которыми устанавливаются обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
В соответствии с п. 5 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование.
Положениями п. 16 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» закреплено, что антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем определения должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов).
В силу п. 18 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) системой охранного освещения;
г) системой пожарной безопасности;
д) средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
е) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно- спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
В силу п. 20 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
В соответствии с п. 37 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» на каждую гостиницу, за исключением гостиниц, отнесенных к четвертой категории опасности, в течение 3 месяцев после проведения их обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности гостиницы.
Однако, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства:
- категорирование Гостиницы не проведено; паспорт безопасности Гостиницы не составлен;
- не определены должностные лица, ответственные за антитеррористическую защищенность Гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);
- Гостиница не оборудована системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории гостиницы с архивированием и хранением данных в течении 30 дней;
- Гостиница не оборудована средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Проведенной проверкой выявлены и многочисленные нарушения требований законодательство о пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима) руководителем не обеспечено проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты;
- в нарушение п. 89 Правил противопожарного режима не обеспечено ознакомление (под роспись) граждан, прибывающих в Гостиницу с правилами пожарной безопасности;
- в нарушение п. 10 Правил противопожарного режима не обеспечена ежедневная передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которой находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время);
- в нарушение требований ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в Гостинице не обеспечена возможность передачи сигнала о срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- в нарушение п. 36 Правил противопожарного режима допущено загромождение путей эвакуации;
- в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима пути эвакуации не оборудованы указателями направления движения к эвакуационным выходам, а места расположения пожарных рунных извещателей не обозначены специальными знаками;
- в нарушение п. 24 Правил противопожарного режима не организовано проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний.
Кроме того, проведенной проверкой выявлены и нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон) закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства индивидуальным предпринимателем Малютиной Т.А. не осуществляются платежи за негативное воздействие на окружающую среду, не разработаны паспорта на опасные отходы I - IV классов опасности, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработан проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах нарушаются права граждан на благоприятную окружающуюv среду, а также не обеспечивается антитеррористическая защищенность Гостиницы.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании, изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 обеспечить антитеррористическую защищенность отеля «Белая река», расположенного по адресу: РА, Майкопский район, пос. Гузерипль, ул. Лесная, № 41 «М», а именно:
- провести категорирование Гостиницы; А составить паспорт безопасности Гостиницы;
- определить должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность Гостиницы; 4-
- оборудовать Гостиницу системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории гостиницы с архивированием и хранением данных в течении 30 дней и системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 устранить нарушения требований противопожарного законодательства в Гостинице, а именно:
- обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность в Гостинице;
- обеспечить ознакомление (под роспись) граждан пребывающих в Гостиницу с правилами пожарной безопасности;
- обеспечить ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которой находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время);
- оборудовать Гостиницу автоматической пожарной сигнализацией, обеспечивающей передачу сигнала о срабатывании на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- освободить пути эвакуации Гостиницы от загромождений посторонними предметами;
- оборудовать пути эвакуации Гостиницы указателями направления движения;
- провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний; 4
- обозначить места расположения пожарных ручных извещателей специальными знаками.
Обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 устранить нарушения требований природоохранного законодательства, а именно:
- осуществить платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год;
- разработать паспорта на опасные отходы I - IV классов опасности;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В судебном заседании 04.04.2018 года помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея Джандар К.Х. уточнил исковые требования и просил суд:
Обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 года обеспечить антитеррористическую защищенность отеля «Белая река», расположенного по адресу: РА, Майкопский район, пос. Гузерипль, ул. Лесная, № 41 «М», а именно:
- оборудовать гостиницу средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 года устранить нарушения требований природоохранного законодательства, а именно:
- разработать паспорта на опасные отходы I - IV классов опасности;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Уточненные исковые требования помощник прокурора Джандар К.Х. поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик ИП Малютина Т.А. и ее представитель Малютин М.П. в судебном заседании исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея не признали. Пояснили, что все пункты просительной части исковых требований ответчик исполнила, кроме одного – провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Устранением данного нарушения также занимаются в настоящее время, заключили договор с фирмой ООО «Эко-Проект-Сервис» от 26.03.2018 года, однако срок выполнения работ составляет 90 рабочих дней.
Третье лицо - Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам Республике Адыгея, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не обеспечило явку в суд своего представителя. Однако начальник Управления Колесников С.В. представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея поддерживал в полном объеме.
Третьего лицо - ОТП НД по г. Майкопу и Майкопскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Адыгея, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не обеспечило явку в суд своего представителя, возражений относительно исковых требований не представило.
Суд, выслушав помощника прокурора Майкопского района Джандар К.Х., ответчика ИП Малютину Т.А., ее представителя, изучив материалы дела, считает, что уточненные требования подлежат удовлетворению, поскольку установлен факт указанных нарушений.
Так, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.
Проведенной Прокуратурой Майкопского района Республики Адыгея в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года с привлечением специалистов отдела территориального подразделения надзорной деятельности по г. Майкопу и Майкопскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Адыгея и Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея подтверждается, что ответчиком ИП Малютиной Т.А. не соблюдаются требования экологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности в отеле «Белая река», расположенном по адресу: РА, Майкопский район, пос. Гузерипль, ул. Лесная, № 41 «М», в котором одновременно может разместиться до 50 человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «0 противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения», которыми устанавливаются обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
В соответствии с п. 5 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование.
Положениями п. 16 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» закреплено, что антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем определения должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов).
В силу п. 18 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) системой охранного освещения;
г) системой пожарной безопасности;
д) средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
е) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно- спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
В силу п. 20 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
В соответствии с п. 37 «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц» на каждую гостиницу, за исключением гостиниц, отнесенных к четвертой категории опасности, в течение 3 месяцев после проведения их обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности гостиницы.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить уточненные исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Малютину Татьяну Алексеевну о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, а также требований природоохранного законодательства.
1. Обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 года обеспечить антитеррористическую защищенность отеля «Белая река», расположенного по адресу: РА, Майкопский район, пос. Гузерипль, ул. Лесная, № 41 «М», а именно:
- оборудовать гостиницу средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
2. Обязать индивидуального предпринимателя Малютину Татьяну Алексеевну (ИНН - 231100520000) в срок до 01.05.2018 года устранить нарушения требований природоохранного законодательства, а именно:
- разработать паспорта на опасные отходы I - IV классов опасности;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья _________________________