2-126(1)/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2016 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ерохиной И.В.
при секретаре Гаврилюк Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора г.Балашова Изотова П.В., представителя истца адвоката Лебедевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Печурина Е.С. к Агеевичева Н.А. о прекращении права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Печурина Е.С. обратилась в суд с иском, в котором просит признать Агеевичева Н.А. прекратившей право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>. В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком заключен договор купли-продажи квартиры по указанному выше адресу. На момент заключения договора продавец Агеевичева Н.А. значилась в ней зарегистрированной и просила покупателя разрешения пожить в квартире несколько месяцев, чтобы определиться с покупкой другого жилья с последующим снятием с регистрационного учета, что до настоящего времени не произошло. В добровольном порядке разрешить вопрос о снятии с регистрационного учета не представляется возможным.
Истец Печурина Е.С. на разбирательство дела не явилась, в ранее представленном заявлении просила его рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель истца адвокат Лебедева Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам и доводам, изложенным в иске. Добавила, что супруг и дети Агеевичева Н.А. зарегистрированы по иному адресу.
Ответчик Агеевичева Н.А., извещенная о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, не явилась, не сообщила суду о причинах неявки.
Заслушав представителя истца, заключение старшего помощника прокурора г.Балашова Изотова П.В., находившего обоснованными заявленные требования, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющее право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статья 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владения, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (часть 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратно силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.
На основании ст. 288 ГК РФ и ч 1 ст. 30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Установлено в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ между Агеевичева Н.А., Р.В. (продавцами) и Печурина Е.С. (покупателем) заключен договор купли-продажи квартиры № в доме №2 по ул.Менделеева в <адрес>.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № подтверждается право собственности Печурина Е.С. на указанную недвижимость.
Жилое помещение принадлежало продавцам на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном порядке не признан недействительным договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности на это имущество у Агеевичевых прекратилось, соответственно прекратились установленные ст.288 ГК РФ правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежащим им ранее до отчуждения на праве общей долевой собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Частью 1 статьи 35 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Согласно п. 8 договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ на спорной жилплощади значится зарегистрированной продавец Агеевичева Н.А. Добровольно она не снялась с регистрационного учета, что подтверждено справкой ООО «Балашовская жилищно-эксплуатационная компания» от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из отдела УФМС России по Саратовской области в г.Балашове от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.
Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением.
В договоре купли-продажи недвижимости право Агеевичева Н.А. на пользование продаваемым жилым помещением не указано.
В судебном заседании также установлено на основании объяснений представителя истца, что ответчик Агеевичева Н.А. не связана с истцом правоотношениями, регулируемыми ст.31 ЖК РФ.
Суд приходит к выводу, что между новым собственником жилого помещения истцом Печурина Е.С. и ответчиком Агеевичева Н.А. фактически не сложились отношения найма жилого помещения, напротив истец возражает против регистрации ответчика в жилом помещении, свидетельством чему служит предъявление настоящего иска в суд. Доказательств о необходимости сохранения за ответчиком права пользования жилым помещением, либо наличия законных оснований для проживания в квартире, предусмотренных ст.10 ЖК РФ, суду представлено не было.
На момент рассмотрения дела ответчик не является ни титульными владельцем жилого помещения, ни членом семьи собственника, в силу чего у него отсутствуют законные основания пользования спорным жилым помещением.
Доказательств обратному в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
На основании со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статья 304 ГК РФ наделяет собственника правом требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания ответчика утратившими право пользования жилым помещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░