Дело 2-578/2021
24RS0046-01-2020-003424-45
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Казаковой Н.В.,
при секретаре Артемьевой А.А.,
с участием прокурора Егоровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска к ООО «Зима-Лето» о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кировского района ш. Красноярска обратился в суд с иском к ООО «Зима-Лето» о признании незаконным бездействия ответчика в части не разработки альтернативной версии сайта зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/) для слабовидящих, возложении обязанности разработать альтернативную версию сайта зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/) для слабовидящих и разместить ее на главной странице веб-сайта в виде текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта ООО «Зима-Лето» для слабовидящих в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель прокуратуры Егорова С.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.
ООО «Зима-Лето» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом и своевременно, своего представителя в судебное заседание не направило, причины неявки суду не сообщило, об отложении судебного заседания ходатайств не представлено. Директор ООО «Зима-Лето» - Халандач Д.Ю. представил письменные возражения на иск, в котором указал на отсутствие оснований для его удовлетворения.
Суд, с учетом мнения представителя прокуратуры, выразившей согласие на вынесение заочного решения, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 1, 9, 21 Конвенции о правах инвалидов, заключенной в г. Нью-Йорке 13.12.2006, ратифицированной Российской Федерацией, предусмотрено, что государства- участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и систем, а также к другим объектам и услугам, отрытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением, развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации, поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационных технологий и систем, так, чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.
Положениями ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 3.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) обеспечивают в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В целях реализации положений Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят ГОСТ Р 52872-2012 Интернет - ресурсы, содержащий требования доступности для инвалидов по зрению и предусматривающий альтернативную версию сайтов для инвалидов по зрению, то есть в случае если веб-сайт имеет значительное количество элементов, доступ к которым затруднен для инвалидов по зрению, необходимо разработать альтернативную версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на альтернативную версию сайта на главной странице следует разместить текстовую гиперссылку.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО «Зима-Лето» согласно выписке из ЕГРН осуществляет предпринимательскую деятельность туристических агентства, а также деятельность по предоставлению туристических информационных услуг, связанных с бронированием.
В ходе проведения прокуратурой Кировского района г. Красноярска проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что официальный сайт ООО «Зим-Лето» - зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/), не соответствует требованиям ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку на последнем отсутствует версия для слабовидящих.
10.03.2020 в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре» после окончания проверки и выявления вышеуказанного нарушения, Кировского района г. Красноярска на имя директора ООО «Зима-Лето» - Халандач Д.Ю. внесено представление №7/2-04-2020 об устранении выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения предписания директором ООО «Зима-Лето» в адрес заместителя прокурора направлен ответ от 01.06.2020 об отказе в приняты меры по устранению нарушений со ссылкой на то, что у общества как у туристического агентства отсутствует обязанность по разработке и внедрению версии сайта для слабовидящих.
Кроме того ООО «Зим-Лето» представлен в материалы дела ответ от 15.05.2020, в котором также указано на незаконность требований, изложенных в предписании.
Ответчик в ходе рассмотрения дела принадлежность ему сайта зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/) и отсутствие на данном сайте гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих не отрицал.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что отсутствие альтернативной версии веб-сайта и гиперссылки на альтернативную версию сайта нарушает права инвалидов на доступ к услугам туристического агентства, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме, признать незаконным бездействие ответчика в части не разработки альтернативной версии сайта зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/); возложить на ответчика обязанность разработать альтернативную версию указанного сайта для слабовидящих и разместить её на главной странице сайта в виде текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя ответчика о том, что официальный сайт ответчика не может быть отнесен к объекту социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и не попадает под требования ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем подлежат отклонению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом положений п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 600 рублей.
руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска к ООО «Зима-Лето» о признании действий незаконными, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Зима-Лето» в части не разработки альтернативной версии сайта зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/); возложить на ООО «Зима-Лето» обязанность разработать альтернативную версию сайта зималетотур.рф (https://xn--80akeeqerqbl.xn--plai/) для слабовидящих и разместить её на главной странице сайта в виде текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта ООО «Зима-Лето» для слабовидящих в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Зима-Лето» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Н.В. Казакова
Мотивированное решение составлено: 29 января 2021 года.
Председательствующий судья Н.В. Казакова