Дело № 2-3388/15
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2015 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.
с участием прокурора Семиренко А.А.,
при секретаре Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А.А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда в порядке реализации права на реабилитацию,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> судом в отношении него вынесен обвинительный приговор, апелляционным определением <данные изъяты> суда приговор в части осуждения по преступлению, предусмотренному ч.1 ст.30 и п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, совершенному ДД.ММ.ГГГГ, отменен апелляционной инстанцией, уголовное дело в этой части прекращено на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ за непричастностью к совершению данного преступления, с признанием права на реабилитацию. Полагает, что незаконным привлечением к уголовной ответственности за преступление, которого он не совершал, были нарушены его права и законные интересы, гарантируемые действующим законодательством РФ, в результате чего он испытал сильные моральные страдания, причиненные изоляцией от общества, лишением семьи (супруга вышла замуж за другого мужчину и подала на алименты на содержание н/л сына), распространением порочащих сведений о совершении им тяжкого преступления, переживанием чувства унижения, раздражения, нервного потрясения, эмоционального беспокойства, обиды, неопределенности, душевной боли. Учитывая, что незаконным привлечением к уголовной ответственности его здоровью причинены физические и психические страдания, полагает справедливым за незаконное привлечение к уголовной ответственности взыскание компенсации морального вреда в размере 500 000руб.
В судебном заседании представители ответчика – Козиков А.В. (по доверенности), третьего лица – МУ СВД России «Красноярское» - Кравченко О.П. (по доверенности) против исковых требований возражали.
Истец в суд не явился по причине, исключающей явку, извещен надлежаще и своевременно по месту отбывания наказания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение уполномоченного представителя прокуратуры Красноярского края, полагавшего исковые требования частичному удовлетворению, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании ч.1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с положениями ст. 1071 ГК РФВ случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В случае наличия реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования) возникает право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст.136 УПК РФ).
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Из положений ст. 1100 ГК РФ также следует, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ГК РФ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца <данные изъяты> районным судом вынесен обвинительный приговор.
Апелляционным определением <данные изъяты> суда приговор в части осуждения истца по преступлению, предусмотренному ч.1 ст.30 и п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, совершенному ДД.ММ.ГГГГ, отменен, уголовное дело в этой части прекращено на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ за непричастностью к совершению данного преступления, с признанием права на реабилитацию.
В судебном заседании представитель ответчика, возражая против исковых требований, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на непредоставление истцом доказательств причинения ему нравственных и физических страданий со стороны государственных органов.
Представитель третьего лица в обоснование возражений против заявленных требований, указывал на отсутствие законных оснований для компенсации морального вреда, предусмотренного для случаев полного оправдания лица, привлеченного к уголовной ответственности, пояснив, что частичное прекращение уголовного преследования к числу таких случаев законом не отнесено.
Уполномоченный представитель прокуратуры Красноярского края полагал требования частичному удовлетворению с учетом принципов разумности и справедливости в размере 1 500руб.
Оценивая изложенное, суд учитывает следующее.
Институт компенсации морального вреда играет важную роль не только в регулировании гражданско-правовых отношений, но и в обеспечении гарантий конституционных прав и свобод личности. Из смысла ст.151 ГК РФ моральный вред представляет собой физические и нравственные страдания. Необходимым условием возникновения права на компенсацию морального вреда является причинная связь между имевшими место страданиями и нарушением личных неимущественных прав потерпевшего либо посягательством на принадлежащие ему другие нематериальные права. Нематериальные блага, принадлежащие личности, являются объектами соответствующих личных неимущественных прав, значительная часть которых представляет собой конституционные права личности или производные от таких прав субъективные гражданские права. Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При этом, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со ст.302 УПК РФ приговор суда может быть оправдательным или обвинительным. Оправдательный приговор постановляется в случаях, если: не установлено событие преступления; подсудимый не причастен к совершению преступления; в деянии подсудимого отсутствует состав преступления; в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт. Оправдание по любому из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, означает признание подсудимого невиновным и влечет за собой его реабилитацию в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
На основании ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию имеют лица, по уголовным делам которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, предусмотренным пп.1, 2, 5, 6 ч.1 ст.24, пп. 1,4 -6 ч.1 ст.27 УПК РФ; осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пп.1,2 ч.1 ст.27 УПК РФ, и некоторые другие лица.
Учитывая, что в судебном заседании совокупностью доказательств установлен факт незаконного привлечения истца к уголовной ответственности, что следует из вступившего в законную силу апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении него отменен приговор в части преступления от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.30 и п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, уголовное дело в этой части прекращено в связи с непричастностью истца к совершению данного преступления, и которым также признано право истца на реабилитацию, полагает требования истца обоснованными.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает тяжесть предъявленного истцу обвинения, применение ограничивающей свободу передвижения меры процессуального принуждения в виде заключения под стражей, нравственные переживания истца, связанные с уголовным преследованием, в связи с чем с учетом конкретных обстоятельств дела, степени нравственных страданий истца, обвинявшегося в совершении тяжкого преступления, принципов разумности, справедливости и соразмерности, определяет ко взысканию с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
При этом суд также исходит из того, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением в том числе защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (статья 6 УПК РФ); в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (статья 21 УПК РФ). Таким образом возбуждение уголовного дела по факту преступления, привлечение истца в качестве подозреваемого, заключение под стражу само по себе не могло причинить ему моральный вред, поскольку совершение данных действий обусловлено обязанностью органов дознания принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кузнецова А.А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кузнецова А.А. в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, т.е., с 29.10.2015 года.
Председательствующий О.Ю.Колыванова