Судья Фетисова И.С. Дело № 33а-27794
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 18 октября 2017 года апелляционную жалобу Петрова <данные изъяты> на решение Серпуховского городского суда Московской области от 09 июня 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Петрова <данные изъяты> к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений от 15 июня 2017 года о приостановлении государственного кадастрового учета, от 25 марта 2017 года о приостановлении государственной регистрации права, о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет жилого дома и государственную регистрацию права собственности на жилой дом,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Петрова П.П. – Антоновой А.Н.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец Петров П.П. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений от 15.03.2017 г. о приостановлении государственного кадастрового учета, от 25.03.2017 г. о приостановлении государственной регистрации права, о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет жилого дома и государственную регистрацию права собственности на жилой дом. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты> на котором им был построен жилой дом. 10.03.2017 г. он обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями о постановке жилого дома на кадастровый учет и регистрации права собственности на жилой дом. По результатам проверки представленных документов Управлением Росреестра по Московской области были приняты решения: от 15.03.2017 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета, от 25.03.2017 г. о приостановлении государственной регистрации права. Кадастровый учет жилого дома был приостановлен на том основании, что в представленном с заявлением техническом плане в электронном виде на жилой дом отсутствуют сведения из разрешения на строительство жилого дома. Регистрация права была приостановлена на том основании, что такая регистрация осуществляется одновременно с его кадастровым учетом, а осуществление кадастрового учета жилого дома было приостановлено. Считал указанные решения незаконными. Просил признать незаконными решения Управления Росреестра по Московской области от 15.03.2017 г. о приостановлении государственного кадастрового учета, от 25.03.2017 г. о приостановлении государственной регистрации права; возложить на Управление Росреестра по Московской области обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области административный иск не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что поскольку заявленный к регистрации жилой дом является индивидуальным жилым домом, то соответствии с ч.ч.1, 2, 9 ст.51 ГрК РФ получение разрешения на его строительство является обязательным. Расположенное на дачном земельном участке Петрова П.П. здание является жилым домом, а не жилым строением, поэтому на его строительство требуется разрешение. Представленный на регистрацию технический план не содержит сведений из разрешения на строительство жилого дома.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 09.06.2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Петров П.П. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения представителя Петрова П.П., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разбирательством по административному делу установлено, что Петров П.П. является собственником земельного участка площадью 2.081 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного строительства, расположенного по адресу: Московская обл., Серпуховский р-он, в районе д.Глазово.
10.03.2017 г. Петров П.П. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями о постановке на кадастровый учет жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, и о регистрации права собственности на него.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 15.03.2017 г. приостановлено осуществление кадастрового учета жилого дома.
Решением Управлением Росреестра по Московской области от 25.03.2017 г. приостановлена регистрация права собственности на жилой дом.
Решением Управлением Росреестра по Московской области от 21.06.2017 г. отказано в регистрации права собственности на жилой дом.
Свое решение по административному делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что в соответствие с действующим с 01.01.2017 г. Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч.17 ст.51 ГрК РФ для кадастрового учета индивидуального жилого дома одновременно с техническим планом на него необходимо предоставлять и разрешение на его строительство, поскольку в силу положений ч.17 ст.51 ГК РФ строительство объектов индивидуального жилищного строительства не относится к исключениям, когда разрешение на строительство не требуется, а представленный на регистрацию технический план не содержал приложения в виде разрешения на строительство жилого дома. Поскольку для осуществления кадастрового учета индивидуального жилого дома одновременно с техническим планом на него не было представлено разрешение на его строительство, то правомерно было отказано в приостановлении осуществления кадастрового учета жилого дома и регистрации права собственности на него.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Фактичекски суд согласился с правовой позицией административного истца, основанной на ч.3 ст.48, ч.ч.1, 2, 9 ст.51 ГрК РФ, ч.4 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ч.8 ст.41 от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», вступившей в силу 04.07.2016 г.), о том, что сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо, в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации.
Однако, такой правовой подход не основан на действующем законодательстве.
В соответствии со ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом (ч.1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (ч.2).
Ч.17 ст.51 ГрК РФ определены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, в том числе при строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В соответствии с положениями абз.4 ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В силу п.4 ч.1 ст.19 указанного Федерального закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» <данные изъяты> утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2010 г. № 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения (п.6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.
Из приведенных правовых норм, а также положений ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что не требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома на дачном земельном участке.
В соответствии с ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Кроме того, в соответствие с ч.11 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если законодательством РФ в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в ч.ч.8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч.7 ст.70 указанного Федерального закона до 01.03.2018 г. основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч.11 ст.24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Представленных административным истцом на регистрацию документов (технический план здания и декларация об объекте недвижимости) было достаточно для осуществления кадастрового учета построенного на дачном земельном участке жилого дома, и для этого не требовалось предоставления разрешения на строительство жилого дома. Технический план здания содержал сведения, основанные на декларации об объекте недвижимости, что является достаточным для его содержания.
Таким образом, решение регистрирующего органа о приостановлении кадастрового учета жилого дома и основанное на нем решение о приостановлении регистрации права нельзя признать законными и обоснованными.
На момент рассмотрения административного дела в суде регистрирующим органом было отказано в регистрации права собственности на жилой дом. Поскольку такому решению должен был предшествовать отказа в осуществлении кадастрового учета жилого дома, но сведений об этом суду не представлено, то судебная коллегия в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца считает возможным обязать административного ответчика не осуществить кадастровый учет жилого дома, а рассмотреть его заявление от 10.03.2017 г. о постановке на кадастровый учет здания.
Поскольку имеется решение регистрирующего органа об отказе в регистрации права, и это решение не является предметом по настоящему административному делу, то нет правовых оснований для продолжения регистрационных действий в отношении заявления административного истца о регистрации права собственности на жилой дом.
С учетом изложенного, решение суда в части подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Серпуховского городского суда Московской области от 09 июня 2017 года в части отказа в удовлетворении искового требования Петрова <данные изъяты> к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений от 15 июня 2017 года о приостановлении государственного кадастрового учета, от 25 марта 2017 года о приостановлении государственной регистрации права отменить, принять новое решение.
Признать незаконными решения Управления Росреестра по Московской области от 15 марта 2017 года № МО-17/РКФ-82589 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, от 25 марта 2017 года № 50/032/010/2017-2939 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Обязать Управление Росреестра по Московской области рассмотреть заявление Петрова <данные изъяты> от 10 марта 2017 года о постановке на кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: