Дело №2-447(1)/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2013 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при секретаре Волковой О.М.,
с участием прокурора Ивановой Л.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зотовой Н. В. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» и к Министерству социального развития <адрес> об обеспечении санаторно-курортной путевкой,
установил:
Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Зотовой Н. В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» и к Министерству социального развития <адрес> об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год. В исковом заявлении он указал, что Зотова Н.В. является <данные изъяты>. Зотовой Н.В. была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Зотова Н.В. обратилась с заявлением в Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о получении путевки на санаторно-курортное лечение. До настоящего времени путевка истцу не предоставлена.
Прокурор просит обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» и Министерство социального развития <адрес> обеспечить Зотову Н.В. санаторно-курортной путевкой за 2012 год до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал и уточнил требования без указания даты предоставления санаторно-курортной путевки.
Истица, представители ответчиков в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» и Министерство социального развития <адрес> направило в адрес суда письменные возражения, в которых указали, что требования прокурора они не признают, так как обеспечение граждан санаторно-курортными путевками ведется в порядке очередности. ДД.ММ.ГГГГ Зотова Н.В. обратилась с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. Данное заявление было зарегистрировано в журнале учета граждан, нуждающихся в получении путевок на санаторно-курортное лечение под номером 520. Соответствующая заявка была отправлена в Министерство социального развития <адрес>. Данная потребность в путевке отображена в заявке (поданной до декабря 2011 года) на предоставление санаторно-курортных путевок гражданам-получателям государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на 2012 год, однако санаторно-курортная путевка Зотовой Н.В. предоставлена не была в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета на эти цели. Полученные по разнарядке Министерства социального развития <адрес> путевки в 2012 году, были полностью распределены в порядке очередности между гражданами, подавшими заявление на предоставление санаторно-курортных путевок. По мере поступления от Министерства социального развития <адрес> разнарядок на санаторно-курортные путевки, в порядке очередности Зотовой Н.В. будет предоставлена санаторно-курортная путевка. Внеочередное предоставление истцу путевки ущемило бы право на санаторно-курортное лечение других граждан, которые подали заявление ранее.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном пояснении на исковое заявление указало, что Министерство финансов РФ не является территориальным органом Фонда социального страхования РФ и органов, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Зотова Н.В. <данные изъяты>. Истец обратился в Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения, однако санаторно-курортное лечение ей в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Доказательств того, что Зотова Н.В. утратила право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, ответчики в суд не предоставили, и право на получение путевки истцом ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения. С 2010 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года № 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года, на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
При этом ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе и по истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зотовой Н. В. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» и к Министерству социального развития <адрес> об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год удовлетворить полностью.
Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» и Министерство социального развития <адрес> обеспечить Зотову Н. В. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья А.А. Крапивин