Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8173/2014 ~ М-8992/2014 от 08.09.2014

Дело № 2-8173/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2014г. г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе

судьи Елистратова А.М.

при секретаре Климахиной Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красильникова АС к областному государственному автономному учреждению культуры «Ленинский мемориал» о взыскании денежных средств, по встречному иску областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» к Красильникову АС о признании сделки недействительной,

УСТАНОВИЛ

Красильников А.С. обратился в суд с иском к ОГАУК «Ленинский мемориал» (далее Учреждение) о взыскании по задолженности по договору комиссии от 10.09.2013г. (далее Договор) в сумме 169 368 руб. Исковые требования мотивированы тем, что Учреждение не исполнило обязательства по договору комиссии, за 2014г. не выплатило денежную сумму, составляющую разность между денежными средствами, полученными от продажи билетов на выставку гражданского холодного и огнестрельного оружия (далее Экспонаты) и суммой причитающейся исполнителю в качестве вознаграждения.

Учреждением заявлены встречные исковые требования к Красильникову А.С. о признании договора комиссии №125/13 от 10.09.2013г. недействительным. Требования мотивированы следующим.

Красильников А.С. не предоставил доказательства наличия у него прав на экспонаты.

Вознаграждение Учреждению составляет 20% от суммы полученной от продажи билетов на выставку. Срок действия договора – до 01.09.2023г. Сделка является мнимой поскольку фактически Красильников А.С. в своих целях пользуется недвижимым имуществом, находящимся в оперативном управлении Учреждения. Совершение сделок связанных с распоряжением недвижимым имуществом, переданным Учреждению, отнесено к компетенции Наблюдательного совета Учреждения. Согласование возможности заключения Договора с Наблюдательным совета Учреждения отсутствует.

Красильников А.С. вопреки положениям ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" не имеет лицензии на приобретение, а также обязательного подтверждения соответствия оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, которое проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего подлинность оружия, имеющего культурную ценность, либо соответствие копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В судебное заседание Красильников А.С. не явился, доверил представлять свои интересы Шнейдмиллеру Р.В. Представитель истца Шнейдмиллер Р.В. на иске Красильникова А.С. настаивал, просил отказать в удовлетворении иска Учреждения. Свою позицию мотивировал тем, что в силу 1.2, 1.4 Договора Учреждение обязуется поставить Экспонаты на государственный учёт музейного фонда.

Мнимость сделки отсутствует, поскольку до дня рассмотрения дела выставка оружия действует, Красильников А.С. передал более ста единиц холодного и огнестрельного оружия, а Учреждение производило оплату по Договору.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Технический регламент в отношении антикварного оружия отсутствует.

Представитель ответчика Шагаева Ю.Н. просила отказать в иске Красильникова А.С. и удовлетворить встречный иск.

Представители Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в суд не явились.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании договора комиссии №125/13 от 10.09.2013г. в 2014г. осуществляется экспонирование более 100 предметов холодного и огнестрельного оружия в экспозиционном зале Музея ОГАУК «Ленинский мемориал» по адресу г.Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д.1.

В силу п.п. 1, 2.1.1., 2.1.2. Договора Учреждение по поручению гражданина Красильникова А.С. осуществляет экспонирование коллекции гражданского холодного и огнестрельного оружия; Красильников А.С. обязан передать Экспонаты Учреждению на время действия Договора в соответствии с действующим законодательством; до открытия выставки предоставить все сведения для размещения Экспонатов, в том числе об условиях экспонирования.

Согласно сведениям по состоянию на 14.10.2014г., предоставленным УМВД России по Ульяновской области, Красильникову А.С. лицензии на коллекционирование и экспонирование оружия не выдавались.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее Закон). Закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В законе под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.

Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия определяется как производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

К оружию, имеющему культурную ценность отнесено - оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие.

Списанное оружие - огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие);

В силу Закона порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи (не подлежит лицензированию в случае: приобретения оружия государственными военизированными организациями; спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно; длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия; списанного оружия и охолощенных патронов). Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

В силу п. 43 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" экспонирование на возмездной основе юридическими и физическими лицами принадлежащих им коллекций, а также оружия либо патронов, принадлежащих иным владельцам, осуществляется в Российской Федерации на основании лицензий на экспонирование, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно п.п. 30, 31, 32 Правил сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях (далее именуется - коллекционирование) осуществляются на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. Коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее количество, установленное статьей 13 Федерального закона "Об оружии". Не требуется получения гражданами Российской Федерации лицензий на коллекционирование типов и моделей гражданского оружия, приобретение которых разрешается без лицензий (а) оружие, не запрещенное к обороту; б) огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; в) патроны к указанному в настоящем пункте оружию).

Из вышеприведённых положений Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (в том числе в редакциях действующих в спорный период с января по август 2014г.) следует, что законодательством был установлен запрет на оборот оружия, в том числе, на его коллекционирование и экспонирование без получения соответствующих лицензий.

В ходе рассмотрения дела лица участвующие в деле не оспаривали то обстоятельство, что по Договору Красильников А.С. передал Учреждению десятки единиц огнестрельного и холодного оружия и поручил осуществлять экспонирование коллекции оружия.

Красильников А.С. суду не предоставил лицензии на приобретение и экспонирование оружия, переданного по Договору.

Суду не предоставлены также сведения о том, что на Экспонаты не распространяется действие положений Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", в частности о том, что огнестрельное оружие является списанным (в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами).

Оборот оружия вопреки Закону, нарушает правоотношения направленные на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности.

В силу ч.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что холодное и огнестрельное оружие(более ста единиц), переданное Красильниковым А.С. Учреждению ограничено в обороте, а Договор, предусматривающий обязанность Учреждения по поручению Красильникова А.С. осуществлять экспонирование оружия без надлежащего оформления Красильниковым А.С. лицензии – является ничтожной сделкой.

В связи с этим суд отказывает в удовлетворении исковых требований Красильникова А.С. о взыскании платы за исполнение ничтожной сделки и удовлетворяет встречные исковые требования Учреждения о признании Договора недействительным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Красильникова А.С. в пользу Учреждения 4 000 руб. в возмещение расходов на оплату госпошлины при подаче встречного иска.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Красильникова АС к областному государственному автономному учреждению культуры «Ленинский мемориал» о взыскании задолженности по договору комиссии №125/13 от 10.09.2013г. в сумме 169 368 руб., возмещении расходов на оплату госпошлины в сумме 4 587 руб. 36 коп. оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» к Красильникову АС удовлетворить.

Признать договор комиссии №125/13 от 10.09.2013г. заключенный между Красильниковым АС и областным государственным автономным учреждением культуры «Ленинский мемориал» недействительным.

Взыскать с Красильникова АС в пользу областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» в возмещение расходов на оплату госпошлины 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Елистратов

2-8173/2014 ~ М-8992/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Красильников А.С.
Ответчики
ОГАУК "Ленинский мемориал"
Другие
Министерство финансов Ульяновской области
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Елистратов А.М.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
08.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2014Передача материалов судье
09.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.09.2014Предварительное судебное заседание
03.10.2014Судебное заседание
17.10.2014Судебное заседание
22.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее