Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-421/2021 ~ М-311/2021 от 09.04.2021

Дело № 2-421/2021

УИД: 66RS0036-01-2021-000577-31

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года         г. Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.

при секретаре Кужаковой Л.Р.

с участием представителя истца Буковой Н.А.,

законного представителя ответчика Жевлакова И.В.,

представителя ответчика – адвоката Савинова К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушве, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура к обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан» о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушве, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура (далее – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан» (далее – ООО «Меридиан») о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в отношении ООО «Меридиан» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка, в ходе которой было установлено, что в соответствии с Уставом ООО «Меридиан» осуществляет основные виды деятельности: лесозаготовка и распиловка и строгание древесины, пропитка древесины. Однако фактически на предприятии осуществляется лесозаготовка, транспортировка материалов, первичная обработка лесоматериалов, распиловка и строгание древесины; пропитка древесины; производство клееного бруса; металлообработка и сварочные работы при выполнении ремонтных работ технологического оборудования; хранение, техобслуживание, ремонт, заправка автотранспорта, складирование горюче-смазочных материалов. ООО «Меридиан» осуществляет свою деятельность на промышленных площадках, расположенных в <адрес>: Площадка – основная промышленная площадка лесоперерабатывающего предприятия расположена по адресу: <адрес>. Площадка – склад горюче-смазочных материалов, автозаправочная станция (АЗС), расположенная по адресу: <адрес>. Площадка в районе буровой СГ-4 –цех по изготовлению клеёного бруса, расположенная по адресу: <адрес>, квартал 114 Верхне-Туринского лесничества. Указанные объекты являются источниками воздействия на среду обитания и человека, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для всех промышленных площадок ООО «Меридиан» должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования, санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Ответчиком в ходе проведения проверки не были представлены: проект санитарно-защитной зоны, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении санитарно-защитной зоны действующих объектов ООО «Меридиан, сведения о внесении границ действующих объектов санитарно-защитной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области просит признать бездействие ООО «Меридиан» в неисполнении требований санитарного законодательства к организации санитарно-защитной зоны; обязать ООО «Меридиан» в срок до 01.10.2021: разработать проекты по организации санитарно-защитных зон для всех девствующих объектов ООО «Меридиан»; обеспечить получение экспертных заключений по проектам организации санитарно-защитных зон для всех действующих объектов; обеспечить получение решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитных зон для всех действующих объектов; обеспечить внесение в ЕГРН сведений о границе санитарно-защитных зон для всех действующих объектов ООО «Меридиан».

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Букова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что ответчику в указанный срок необходимо разработать проекты по организации санитарно-защитных зон действующих объектов ООО «Меридиан» и получить на них соответствующие заключения. Роспотребнадзор сам выносит решение об установлении санитарно-защитных зон для всех действующих объектов ответчика и направляет его для внесения соответствующих сведений о границах санитарно-защитных зон в ЕГРН.

Представитель ответчика Жевлаков И.В. заявленные исковые требования признал частично. Пояснить по существу заявленных требований ничего не пожелал.

Представитель ответчика – адвокат Савинов К.Н., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, просил удовлетворить заявленные исковые, указанные в пунктах 1 и 2 просительной части искового заявления, поскольку получение решения органа Роспотребнадзора и внесение сведений в ЕГРН от ответчика не зависит.

Заслушав доводы представителя истца, представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

В силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

На основании ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 5-2ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную среду обитания и окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, поэтому в ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор лиц, в том числе обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2018 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружении и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1. /2.1.1.1200-03).

В частности, п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25.09.2007 № 74 с учетом изменений, внесенных его постановлением от 25.04.2014 № 31) предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается главой VII «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них». Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими Правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект санитарно-защитной зоны.

Как установлено в ходе проведения проверки, ООО «Меридиан» осуществляет свою деятельность на следующих промышленных площадках: Площадка – основная промышленная площадка лесоперерабатывающего предприятия, расположенная по адресу: <адрес>; Площадка – склад горюче-смазочных материалов, автозаправочная станция (АЗС), расположенная по адресу: <адрес>; Площадка в районе буровой СГ-4 – цех по изготовлению клеёного бруса, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 114 Верхне-Туринского лесничества, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем в отношении них должны быть установлены санитарно-защитные зоны, которые уменьшат негативное воздействие загрязнений на окружающий воздух.

Отсутствие санитарно-защитных зон вокруг указанных промышленных объектов, помимо показаний представителя истца и представителей ответчика, данных в судебном заседании, подтверждается актом проверки (л. д. 14 – 36), постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л д. 37 – 41).

Таким образом, ответчиком не выполнена обязанность по осуществлению мероприятий по установке санитарно-защитных зон.

Как указано в подпункте «б» пункта 3 Правил, решение об установлении санитарно-защитной зоны принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности, по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны (п. 7 Правил).

Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 8 Правил).

В соответствии с п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Согласно п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте б пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, об ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием (п. 17 Правил).

Копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, - со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства (п. 23 Правил).

С учетом положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , именно территориальный орган Роспотребнадзора направляет в адрес ответчика принятое решение об установление санитарно-защитной зоны, а также именно указанный орган направляет копию решения об установлении санитарно-защитной зоны для внесения соответствующей записи в ЕГРН, в связи с чем в удовлетворении указанной части исковых требований суд считает необходимым отказать.

Поскольку при подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушве, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура к обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан» о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» в срок до 01.10.2021:

- разработать проекты по организации санитарно-защитных зон для действующих объектов общества с ограниченной ответственностью «Меридиан»: промышленной площадки – лесоперерабатывающее предприятие, расположенной по адресу: <адрес>; промышленной площадки – АЗС, расположенной по адресу: <адрес>; промышленной площадки Буровая СГ-4: цех по изготовлению клеёного бруса;

- обеспечить получение экспертных заключений по проектам организации санитарно-защитных зон для действующих объектов общества с ограниченной ответственностью «Меридиан»: промышленной площадки , промышленной площадки ; промышленной площадки .

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.

Судья Туркина Н.Ф.

2-421/2021 ~ М-311/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
ООО "Меридиан"
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Туркина Н.Ф.
Дело на сайте суда
kushvinsky--svd.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2021Подготовка дела (собеседование)
07.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021Дело оформлено
24.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее