2-116/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Пановой Ю.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Малаховой Э.В.,
представителя ответчика администрации <адрес> Росляковой М.А., доверенность № от Дата,
представителя третьего лица сектора опеки и попечительства отдела народного образования администрации <адрес> Шакировой А.Р., доверенность № от Дата,
третьего лица Абаимовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 19 февраля 2015 года
гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено следующее. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки, пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления в жилищном фонде Курганской области для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно решению <данные изъяты> Думы от Дата № норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемой по договорам социального найма, составляет 15 кв. метров на человека. ФИО1 Дата рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что мать ФИО2, Дата.р., лишена родительских прав <данные изъяты> судом Дата; отец ФИО3, умер Дата. Согласно п. 5 Постановления Администрации <адрес> от Дата № над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека, опекуном назначена Абаимова С.А. Между ФИО1 и Администрацией <адрес> договор социального найма жилого помещения не заключался. Дата опекун Абаимова С.А. обратилась в отдел народного образования Администрации <адрес> (далее – РОНО) с письменным обращением о постановке ее опекаемого ФИО1 на муниципальный учет по предоставлению жилья как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дата РОНО подготовлен ответ Абаимовой С.А. о том, что ее опекаемого ФИО1, невозможно принять на муниципальный учет, как нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Но при этом, ФИО1 принадлежит ? доля в праве на квартиру общей площадью <данные изъяты>, общая площадь которой, приходящаяся на одно лицо, не соответствует учетной норме жилищного фонда <адрес>, что подтверждается объяснением опрошенной Абаимовой С.А. в прокуратуре района и свидетельством о государственной регистрации права от Дата №. Вместе с тем, бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непостановке ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, является незаконным по следующим основаниям. Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий закон распространяется также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Вместе с тем, несмотря на то, что в настоящее время ФИО1 принадлежит ? доля в праве на квартиру общей площадью <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, положения Федерального закона от Дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должны быть применены и в отношении него, поскольку общая площадь закрепленного за ним жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, не соответствует учетной норме жилищного фонда <адрес> для нуждающихся граждан в предоставлении жилого помещения. Так ФИО1 принадлежит <данные изъяты>, вышеуказанного жилого помещения. Таким образом, по вине органов местного самоуправления <адрес> ФИО1 до настоящего времени не реализовал свое право на получение гарантированного государством жилья. Обращение Абаимовой С.А. о нарушении жилищных прав ее опекаемого ФИО1, является основанием для обращения прокурора с иском в суд. Просил признать незаконными действия Администрации <адрес>, выразившиеся в непостановке ФИО1, Дата.р. на муниципальный учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Обязать Администрацию <адрес> поставить ФИО1, Дата.р., на учет в качестве нуждающегося в предоставлении вне очереди жилого помещения на территории <адрес>.
В судебном заседании представитель истца дала пояснения согласно изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании иск прокурора не признала, по следующим основаниям, что несовершеннолетнему ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля в квартире общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение является свободным от проживания. Таким образом, ФИО1 не может быть включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечения жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства отдела народного образования Администрации <адрес> (РОНО) <адрес> в судебном заседании поддерживал возражения ответчика, указывал, что квартира <адрес> является пригодной для проживания, не заселена ее собственниками, свободна от проживания третьих лиц. Поэтому ФИО1 не является нуждающимся в жилом помещении.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указывал, что несовершеннолетний ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес> в Администрации <адрес>, не состоит. Просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Абаимова С.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддерживала, суду пояснила, что она является опекуном несовершеннолетнего ФИО1, ФИО1 зарегистрирован и проживает по ее месту жительства: <адрес>, квартира находится в общей совместной собственности у нее, ее мужа – ФИО4, их детей: ФИО5 и ФИО6, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> ФИО1 на праве ? доли в общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры <данные изъяты>, <данные изъяты> доли в квартире принадлежат ей, ? доля в квартире принадлежит ФИО7 ФИО1 унаследовал ? долю в квартире от отца. Иного жилого помещения в собственности ФИО1 не имеет.
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без ее участия, возражений относительно заявленных требований не имела.
Суд, выслушав доводы сторон, явившихся третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).
Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 (в редакции от 26 декабря 2012 года № 83, от 26 декабря 2012 года № 90) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, пунктом 3 данной статьи возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 (в редакции от 4 июня 2013 года № 39) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» установлено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями формируется на основании заявлений, подаваемых в уполномоченные органы местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родился Дата, его родители: отец ФИО3, мать ФИО2
Постановлением Администрации <адрес> от Дата №, Абаимова С.А. назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1, Дата рождения, так как мать ФИО2 лишена родительских прав решением <данные изъяты> суда <адрес> от Дата, отец ФИО3 умер Дата. Постановлением администрации <адрес> за № от Дата за ФИО1 закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>.
Согласно имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права от Дата, жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности по ? доли каждого у ФИО1, ФИО7 и <данные изъяты> доли у Абаимовой С.А.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
При этом, согласно статье 1 указанного закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, по смыслу закона социальная гарантия по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа могла быть реализована гражданами указанной категории до 1 января 2013 года путем принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а после 1 января 2013 года путем включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет, поскольку данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Опекун несовершеннолетнего ФИО1, - Абаимова С.А. обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как имеющего права на социальные гарантии, предусмотренные законодателем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Администрацией <адрес> о включении несовершеннолетнего ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, отказано, по обстоятельствам, что ФИО1 принадлежит ? доля в праве на квартиру общей площадью <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь которой, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, соответствует учетной норме, в соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением <данные изъяты> Думы от Дата № «О правилах учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в <адрес>» установлена норма предоставления и учетная норма площади помещения. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площади жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и составляет 12 кв.м. Норма предоставления в жилищном фонде Курганской области для категорий граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору социального найма на территории <адрес> определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, ? доля ФИО1 в общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, составляет <данные изъяты>, что является меньше учетной нормы жилья для данной категории граждан, установленной органом местного самоуправления.
С приобретением ФИО1 права собственности в порядке наследования на жилое помещение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, он не перестал быть нуждающимся в жилом помещении.
Следовательно, ФИО1 подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении внеочередного жилого помещения на территории <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1, Дата рождения, удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации <адрес>, выразившиеся в непостановке ФИО1, Дата рождения на муниципальный учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Обязать Администрацию <адрес> поставить ФИО1, Дата рождения, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении внеочереди жилого помещения на территории <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подпись Ю.М. Симонов