Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3470/2017 ~ М-3344/2017 от 27.07.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара                              22 сентября 2017 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Чудесовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3470/2017 по административному исковому заявлению Чигаева В. В. к Администрации г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара, Главе г.о.Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Чигаев В.В. (далее – административный истец, истец) обратился в суд с административным иском к Администрации г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административные ответчики, ответчики) о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав, что постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в установлении градостроительного регламента Ж-1 и внесении соответствующих изменений в карту правового зонирования <адрес> на основании не соответствия изменений Генеральному плану г.о.Самара, что, по мнению истца, нарушает его права собственника земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в части использования и распоряжения земельным участком по целевому назначению. Разрешенное использование земельного участка установлено для индивидуального жилищного строительства. Согласно геодезических материалов, находящихся в распоряжении Департамента градостроительства г.о.Самара, указанный земельный участок находится в границах двух правовых зон Ж-1 и ПК-1. Данное обстоятельство противоречит требованиям п.7 ст.11.9 ЗК РФ, ч.1,4 ст.30 ГрК РФ, поскольку границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в связи с чем истец считает, что Администрация г.о.Самара, отказывая истцу в установлении земельному участку единой градостроительной зоны Ж-1, нарушила требования федерального законодательства о недопустимости нахождения земельного участка в нескольких градостроительных зонах. На основании изложенного истец просил суд признать п.1 (<адрес>) приложения постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен Глава г.о.Самара, поскольку решение принято Главой г.о.Самара в форме постановления Администрации г.о.Самара на основании проекта Департамента градостроительства г.о.Самара.

В судебном заседании представители административного истца по доверенности Потапов Я.Ю., Потапов Э.Ю. заявленные требования поддержали по выше изложенным основаниям, а также в письменных объяснениях.

Представители административных ответчиков Главы г.о.Самара, Администрации г.о.Самара по доверенности Бычкова В.В., Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Агапова О.С. требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах на административный иск.

Суд, изучив материалы дела с учетом доводов сторон, приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований ст. 226 КАС РФ, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что Чигаев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0108009:788 площадью 750 кв.м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>. Разрешенный вид использования: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился в Комиссию по застройке и землепользованию с заявлением об изменении зонирования указанного земельного участка, расположенного в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) на зону стройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ .

В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец просил рассмотреть на Комиссии и на публичных слушаниях вопрос о внесении изменении в Правила застройки и землепользовании в части, касающейся изменения зонирования земельного участка с зоны ПК-1 на зону Ж-1 площадью 634 кв.м (часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком.

Рассмотрев данное обращения, Администрация Г. округа Самара ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ », в соответствии с которым отказала в рассмотрении предложения на публичных слушаниях в связи с несоответствием Генеральному плану г.о.Самара (пункт 1 Приложения ).

Судом установлено, что согласно выписке из ИСОГД земельный участок кадастровым номером 63:01:0108009:788 площадью 750 кв.м находится в двух территориальных зонах: часть земельного участка находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и часть земельного участка находится в зоне ПК-1 (зона предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ . На часть земельного участка регламент не распространяется. На часть земельного участка для зоны Ж-1 и ПК-1 ст.30 Правил застройки установлены разрешенные виды использования, а также имеются ограничения в использовании в части охранной зоны инженерных коммуникаций (водопровод, газопровод). Часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования. Ограничения установлены ч.4 ст.85, п.12 ст.86 ЗК РФ, п.4 ст.30, пп.2 п.4 ст.36, п.11, п.12 ст.1 ГрК РФ.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

По Генеральному плану Г. округа Самара, утвержденному Решением Д. Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Генеральный план), указанный земельный участок расположен в функциональной зоне: планируемые территории структуры общегородской системы обслуживания и планируемые парки, скверы, бульвары, набережные.

В силу части 6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса РФ.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы Г. округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

В силу пункта 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану Г. округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Исходя из положений части 3 статьи 9, пункта 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, частей 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ территориальные зоны и устанавливаемые градостроительные регламенты не могут противоречить документам территориального планирования.

В силу части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану Г. округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии со статьей 9 Правил застройки и землепользования для обеспечения их применения при Главе города формируется постоянно действующая Комиссия по застройке и землепользованию (далее - Комиссия).

Частью 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в Комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке.

В силу части 4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Кроме того, согласно Правилам застройки и землепользования к компетенции Комиссии относится, в том числе подготовка рекомендаций Главе Г. округа о необходимости внесения изменений и дополнений в Правила.

Согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по пункту 1 вопроса (<адрес>) о рассмотрении заявок о внесении изменений в карту правового зонирования Правил по спорным земельным участкам Комиссией принято решение отклонить предложение физических лиц о внесении изменений в Правила и отказать в рассмотрении на публичных слушаниях, поскольку предлагаемая заявителями территориальная зона не соответствует Генеральному плану Г. округа Самара.

Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану Г. округа, возникшее в результате внесения в такой генеральный план изменений.

Из указанной нормы следует, что правила застройки и землепользования Г. округа должны соответствовать утвержденному генеральному плану Г. округа.

Частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

При этом пунктом 4.6 Положения о комиссии по застройке и землепользованию при Главе <адрес> установлено, что решения, принятые Комиссией по вопросам, входящим в ее компетенцию, рассматриваются Главой города и являются основанием для принятия постановлений по соответствующим вопросам.

Согласно ст.24 Устава г.о.Самара, утвержденного Решением Д. г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Глава г.о.Самара является высшим выборным должностным лицом г.о.Самара, возглавляющим Администрацию г.о.Самара.

В соответствии с п.п. «ж» части 7 статьи 24 Устава Глава г.о.Самара, осуществляя собственные полномочия по решению вопросов местного значения г.о.Самара, принимает в пределах своих полномочий постановления Администрации г.о.Самара по вопросам местного значения г.о.Самара.

Статьей 17 Устава установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов г.о.Самара по вопросам местного значения с участием жителей г.о.Самара могут проводиться публичные слушания, которые проводятся по инициативе населения, Д. г.о.Самара или Главы г.о.Самара. На публичные слушания выносятся, в том числе, проекты правил землепользования и застройки г.о.Самара.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконным оспариваемого решения необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено.

Постановление Администрации Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в рамках имеющихся полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав.

Административный истец имеет право в административном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Г. округа Самара в части изменения функциональной зоны.

Таким образом, учитывая, что испрашиваемое изменение зоны предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) не соответствует Генеральному плану, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым решением суду не представлено, оснований для признания незаконным пункта 1 (<адрес>) приложения к постановлению Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Кроме того, Чигаев В.. является собственником земельного участка площадью 750 кв.м, в заявлении на имя Первого заместителя Главы Администрации г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ истец просил рассмотреть вопрос об изменении зонирования земельного участка площадью 634 кв.м. Каких-либо доказательств о необходимости изменения зонирования земельного участка именно такой площадью в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах административный иск Чигаева В.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Чигаева В. В. о признании незаконным решения органа местного самоуправления – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2017 года.

Судья          (подпись)              И.А.Фомина

Копия верна:

Судья

2а-3470/2017 ~ М-3344/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чигаев В.В.
Ответчики
Глава г.о.Самара
Администрация г.Самара
Департамент градостроительства г.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
27.07.2017Регистрация административного искового заявления
28.07.2017Передача материалов судье
28.07.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2017Предварительное судебное заседание
22.08.2017Судебное заседание
22.08.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.09.2017Судебное заседание
22.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее