№ 2а-1167/2023
УИД 77RS0010-02-2023-013253-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Виноградовой Е.Н.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1167/2023 по административному иску Седых Тимура Александровича к призывной комиссии по адрес, Объединенному военному комиссариату адрес, командиру в/ч 54708 о признании незаконными решения, заключения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Седых Т.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии по адрес, Объединенному военному комиссариату адрес, командиру в/ч 54708 о признании незаконными решения, заключения, возложении обязанности, в котором просит: признать незаконным и отменить решение призывной комиссии военного комиссариата объединённого адрес BAO адрес от 12.04.2022 г. о призыве Седых Тимура Александровича, паспортные данные, на военную службу; призвать незаконным и отменить заключения военно-врачебной комиссии по результатам 23.06.2303 г.р освидетельствования в отношении Седых Тимура Александровича, военного комиссариата (объединенного) адрес BAO адрес от 12.04.2023 г. и военного комиссариата адрес; обязать командира войсковой части 54708 восстановить нарушенные права Седых Тимура Александровича, паспортные данные, обязать его издать приказ об увольнении рядового Седых Тимура Александровича, паспортные данные, и исключить его из списков личного состава части.
В обоснование требований указано, что Седых Тимур Александрович, паспортные данные, состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата объединённого адрес BAO адрес.
12.04.2023 г. административный истец был призван на военную службу призывной комиссией военного комиссариата адрес BAO адрес. При прохождении военно-врачебной комиссии в военном комиссариате объединённого адрес BAO адрес Седых Т.А. предъявил медицинские документы, свидетельствующие о том, что у него имеются заболевания: 1. Деформирующий артроз правого и левого коленных суставов, слева - 1 степени, справа - 1 степени. 2. Закрытое повреждение медиального мениска правого и левого коленных суставов.
Однако, имеющиеся диагнозы были проигнорированы, несмотря на предъявленные документы. Седых Т.А. была выставлена категория Б-3 и выдана повестка на отправку, по которой административный истец не явился в связи с временной нетрудоспособностью.
21.06.2023 г. административный истец в принудительном порядке доставлен сотрудниками полиции на городской сборный пункт военного комиссариата адрес, куда, минуя учебный центр, Седых Т.А. был распределен на военную службу в войсковую часть 54708 (адрес).
Таким образом, с учетом имеющегося у Седых Т.А. непризывного заболевания, а также действовавшей в период призыва отсрочки на период обучения, административный истец полагает оспариваемые решения незаконными.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен, обеспечил явку своего представителя по ордеру адвоката фио, который административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков по доверенности фио в судебное заседание явился, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав объяснения явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется, в частности, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663.
Согласно п. 5 указанного выше Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. 13 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п. 17 «Положения о призыве на военную службу граждан РФ» при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В пункте 18 Положения сказано, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Согласно п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюрограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С».
Согласно п. 2 Приказа Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» (далее по тексту Приказ 240/168) предусмотрены следующие мероприятия: истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников; проведение призывникам клинико-инструментальных исследований.
Также согласно п. 4 Приказа № 240/168 из медицинских учреждений истребуются медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 20 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья; организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий. При этом Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря), в частности, принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу.
Судом установлено, что Седых Тимур Александрович, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате объединённого адрес BAO адрес.
13.10.2021 года решением призывной комиссии Военного комиссариата адрес по адрес Седых Т.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в ГБПОУ адрес «Колледж автоматизации и информационных технологий №20» до 2023 года.
12.04.2023 г. административный истец был призван на военную службу призывной комиссией военного комиссариата адрес BAO адрес.
По заключению призывной врачебной комиссией от 12.04.2023 г. Седых Т.А. на основании графы 2 пункту «г» ст.68 Расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория Б-3.
Из листа медицинского освидетельствования от 12.04.2023 года следует, что Седых Т.А. установлен диагноз «Продольное плоскостопие».
Согласно имеющегося в материалах личного дела призывника заявления, 12.04.2023 года Седых Т.А. просил призвать его на военную службу (л.д. 47).
Каких-либо медицинских показаний для направления Седых Т.А. на дополнительное обследование, исходя из данных медицинских исследований и обследований, врачебная комиссия не выявила.
С учетом Положения о военно-врачебной экспертизе прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к компетенции врачей-специалистов, проводивших медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
При этом категория годности к военной службе может быть определена только военно-врачебной комиссией.
Каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования призывника врачом призывной комиссии, а также порядка установления ему категории годности к военной службе судом не установлено.
Из материалов административного дела не следует, что в ходе медицинского освидетельствования у призывной комиссии могли возникнуть сомнения в определении категории годности заявителя к военной службе. Суд считает, что врачебной комиссией были учтены все имеющиеся данные о состоянии здоровья заявителя.
Оснований не доверять выводам заключения врачей-специалистов, у суда не имеется.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе)
Направление в медицинскую организацию на дополнительное обследование в амбулаторных или стационарных условиях проводится по заключению врачей-специалистов, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
В рассматриваемом случае оснований направлять призывника на дополнительное обследование не имелось.
Доказательств наличия у истца заболевания в той степени, которая являлась бы основанием для установления иной категории годности к военной службе, не представлено.
Согласно выводов заключения специалиста АНО «Судебный эксперт» №732/23 от 21.08.2023 года по данным представленных медицинских документов у Седых Т.А. было установлено заболевание в виде деформирующего артроза правового и левого коленных суставов первой степени.
Между тем, представленное заключение специалиста не может быть принято судом в качестве доказательства, поскольку являются частным мнением специалиста, проведено в отсутствие Седых Т.А. на основании медицинских документов, и не может опровергать выводы проведенного призывной комиссией медицинского освидетельствования.
Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 574.
Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
При этом суд отмечает, что, считая себя негодным к военной службе, истец не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574.
Доводы административного истца о том, что решение о призыве его на военную службу принято в период отсрочки от призыва, суд находит несостоятельными, поскольку Седых Т.А. в письменном заявлении от 12.04.2023 г. отказался от реализации права на отсрочку от призыва на военную службу.
При этом, к показаниям свидетеля Седых Т.А. о том, что ее сын не мог написать заявления с просьбой призвать его на военную службу, суд относится критически, поскольку она очевидцем событий, связанных с прохождением административного истца призывных мероприятий не являлась.
Таким образом, оспариваемое решение соответствует требованиям закона, не нарушает прав административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Седых Тимура Александровича к призывной комиссии по адрес, Объединенному военному комиссариату адрес, командиру в/ч 54708 о признании незаконными решения, заключения, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Измайловский районный суд адрес в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.10.2023 ░.