Производство №2-1245/2022
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2021-008876-74)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике Власенко О.А.,
с участием прокурора Редок А.В., истца Рогожиной П.Ф., представителя ответчика Орлова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в интересах Рогожиной Полины Федоровны, Колотущенко Олега Федоровича к администрации города Ялты Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить жилое помещение,
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственное казенное учреждение «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Ялты Республики Крым, действуя в интересах Рогожиной Полины Федоровны, Колотущенко Олега Федоровича, обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г. Ялта Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из квартиры №<номер>, расположенной в <адрес>; обязать администрацию г. Ялта предоставить Рогожиной Полине Федоровне, Колотущенко Олегу Федоровичу другое благоустроенное жилое помещение в собственность в равных долях, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Ялта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся в черте муниципального образования городской округ Ялта
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ялты Республики Крым проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией города Ялты Республики Крым, в ходе которой установлено, что постановлением администрации города Ялта от 29.11.2021 № 4013-п жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания, не подлежащим капитальному ремонту. Кроме того, постановлением администрации города Ялта от 29.11.2021 № 4012-п многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом администрацией города Ялта не приняты меры по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, выкупу жилых помещений, переселению граждан из аварийного дома и предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома. Бездействие администрации города Ялта нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийном.
В судебном заседании прокурор, истец Рогожина П.Ф. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании полагался на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле (истец, третьи лица, их представители) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Информация о дате и месте судебного заседания была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы в соответствии со свидетельством о праве собственности на жилье от 20 февраля 2002 года №976-V, выданного РСТ «Крымспецгидроремстрой», Рогожина П.Ф. и Колотущенко О.Ф. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 72,8 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м.
Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 29 ноября 2021 года №4012-п «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» утверждено решение межведомственной комиссии, оформленное заключением от 24 сентября 2021 года №254/24-2021. Признан жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Также, постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 29 ноября 2021 года №4013-п утверждено решение межведомственной комиссии, оформленное заключением от 09 июня 2021 года №1/20-2021. Признано жилое помещение – квартира №<номер> по адрес: <адрес>, непригодной для постоянного проживания, не подлежащей капитальному ремонту в соответствии с техническим заключением «Выводы о техническом состоянии конструкций <адрес> жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> А» от 09 июня 2021 года №73-13/12-10, выданное ФГАОУ ВО «КФУ им В.И. Вернадского», заключением строительно-технического исследования от 26 марта 2021 года №025, выданного судебным экспертом ФИО-1
Так, в соответствии с техническим заключением «Выводы о техническом состоянии конструкций квартиры №<номер> и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от 09 июня 2021 года №73-13/12-10, выданного ФГАОУ ВО «КФУ им В.И. Вернадского», категория технического состояния квартиры №<номер> и указанного жилого дома классифицированы как аварийное состояние.
Согласно заключению строительно-технического исследования от 26 марта 2021 года №025, выполненного ИП ФИО-1, состояние помещений квартиры №<номер>, а также жилого дома №<номер> по <адрес> в целом по совокупности нарушений не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям дома.
Фактическое состояние помещение квартиры №<номер> и самого жилого дома №<номер> по <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом также принимается во внимание заключение об оценке соответствия помещений многоквартирного жилого дома №<номер> по <адрес> от 09 февраля 2021 года, составленное Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым, согласно которому в ходе обследования выявлено следующее:
состояние фундамента - неудовлетворительное. Учитывая расположение здания на холме возможно, что основание фундаментов по длине здания неоднородное, что привело к неравномерным усадкам фундаментов и появлению вертикальных расхождений секций здания между собой;
состояние отмостки – неудовлетворительное. Местами наблюдается проседание отмостки до 10 см и образования зазора между зданием и отмосткой до 10 см. На поверхности покрытия вблизи здания местами видны мокрые пятна, что свидетельствует о скапливании атмосферных и талых вод вследствие отсутствия необходимого уклона для отвода воды. Наблюдаются трещины, глубокие выбоины, выявлены места с проседанием основания, что вызвало образование контруклонов;
состояние стен – неудовлетворительное. Несущими являются продольные стены из ракушечного камня. На стенах наблюдаются мелкие трещины. Выявлено смещение секций МКД относительно друг друга в вертикальном и горизонтальном направлениях. 2 этаж МКД выполнен из деревянных панелей, которые имеют межпанельные трещины;
в ходе визуального осмотра перекрытий здания МКД деформаций и прогибов не обнаружено. Местами наблюдаются трещины в швах между плитами перекрытия, а также в местах примыкания к стенам;
состояние крыши, кровли, водоотвода - неудовлетворительное. Наблюдается смещение секций в вертикальном направлении и разрыв кровельного покрытия. Состояние кровельного покрытия - неудовлетворительное - наблюдаются протечки. Собственниками помещений МКД проведены работы по монтажу трубопроводов водоотведения по фасадным стенам МКД с наружной стороны. •
Квартира №<номер> состоит из 3-х комнат, коридора и санузла. В каждой комнате по периметру стен имеются трещины различной глубины;
Полы – деревянные, имеются признаки гниения и просадки.
На стенах имеются следы плесени. В квартире установлены обрывы электропроводки, в ненадлежащем состоянии находятся трубопроводы водоснабжения.
Стены квартиры, оконные, дверные блоки не отремонтированы, имеют признаки ветхости.
Указанные нарушения свидетельствуют о несоответствии многоквартирного дома требованиям к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, установленным ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений ч. 8, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно п. 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 ЖК РФ.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
Более того, как уже указывалось выше, в настоящее время срок исполнения обязанности по переселению, указанный в программе и ранее неоднократно изменявшийся в сторону продления, уже истек, однако переселения не произошло.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, принимая во внимание создание угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме, что, как уже указывалось выше, с очевидностью следует из представленных суду в том числе и фотоматериалов, данных проведенных в отношении жилого дома исследований, послуживших основанием для признания жилого дома аварийным, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации г. Ялта по непринятию мер к переселению истца из аварийного, непригодного для проживания жилого помещения, с возложением на ответчика обязанности предоставить Рогожиной П.Ф. и Колотузенко О.Ф. в собственность благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение общей площадью не менее находящегося в собственности жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, взамен указанного помещения.
При этом судом учитывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Отсутствие в местном бюджете средств для приобретения другого благоустроенного жилого помещения, не может быть принято во внимание, так как предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в интересах Рогожиной Полины Федоровны, Колотущенко Олега Федоровича к администрации города Ялты Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить жилое помещение – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Ялты Республики Крым по непринятию мер к переселению Рогожиной Полины Федоровны, Колотущенко Олега Федоровича из аварийного, непригодного для проживания жилья, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Ялта Республики Крым предоставить Рогожиной Полине Федоровне, Колотущенко Олега Федоровиче в собственность в равных долях благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, взамен указанного помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Председательствующий судья В.П. Дацюк
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 25 февраля 2022 года