Дело № 2- 531(1)/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2011 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Шумейкина А.П.
при секретаре Никулиной Н.Н.
с участием истца Карасевой Галины Валентиновны,
представителей государственного учреждения «*** » Бабкиной Л.Ю. Орловой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Карасевой Галины Валентиновны к государственному учреждению «***» о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости
У С Т А Н О В И Л:
В исковом заявлении Карасева Г.В. указывает, что работала на различных должностях связанных с педагогической деятельностью и 12.10.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по стрости по основаниям подпункта 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Комиссия по назначению пенсии государственного учреждения «***) своим решением от 21.10.2010 г. № 220 отказала в назначении досрочной пенсии по старости. В решении *** и протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 553 от 21.10.2010 г. указано, что период ее работы с 03.07.1981 г. по 05.09.1991 г. в должности секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ не может быть засчитан в стаж работы связанной с педагогической деятельностью, так как указанная должность не поименована Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Так же не был засчитан в стаж период работы с 1.12.2003 г. по 19.12.2003г. время когда она, работая преподавателем, находилась на курсах повышения квалификации.
Отказ в назначении пенсии Карасева Г.В. считает не обоснованным, указывая, что в период ее работы секретарем райкома ВЛКСМ действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года., п.п. «а» п. 1 которого предусматривал возможность включения стаж необходимой для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, времени работы по выборной и иной ответственной работы в партийных и комсомольских органах.
Карасева Г.В. считала, что право на пенсию в связи с работой секретарем райкома комсомола которое, возникло у нее в период действия Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, не может быть отменено более поздними законами, так как это противоречит Конституции Российской Федерации.
Отказ во включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации Карасева Г.В. считала не обоснованным, так как в это время не прекращала трудовых отношений педагога, за период нахождения на курсах повышения квалификации получала заработную плату, за неё производились начисления в пенсионный фонд
На основании изложенного, Карасева Г.В. просила обязать *** засчитать в стаж ее педагогической деятельности спорные периоды и назначить досрочную пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии.
В судебном заседании Карасева Г.В. исковые требования уточнила, пояснила, что не просит включить в стаж, период нахождения на курсах повышения квалификации, так как периода работы в должности секретаря райкома ВЛКСМ достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Уточненный иск поддержала в полном объеме, об обстоятельствах пояснила как изложено выше. Указала, что на момент обращения за назначением пенсии она отработала необходимые 2\3 стажа непосредственно на педагогической должности, потому стаж её работы в должности секретаря райкома ВЛКСМ должен быть включен стаж педагогической деятельности.
Представитель ответчика Бабкина Л.Ю. иск Карасевой Г.В. не признала, пояснила, что действительно Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, было утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», п.п. «а» п.1 которого предусматривал возможность включения стаж необходимой для назначения досрочной пенсии по старости времени работы по выборной и иной ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Однако, при решении вопроса о возможности зачета в стаж Карасевой Г.В. периода ее работы в должности пионервожатой, указанный нормативный акт не применим.
Бабкина Л.Ю. указала, что действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а так же Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, не предусматривается возможность назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, лицам по выборной и иной ответственной работе в партийных и комсомольских органах.
Указала, что Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года на территории РФ не применяется с 1.10.1993 г., на указанную дату Карасева Г.В. не имела необходимого стажа - 2\3 от 25 лет педагогической деятельности в должностях предусмотренных Списком, что согласно постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 года N 70, является основанием к отказу в зачете в стаж ее педагогической деятельности периода работы в должности «секретаря райкома ВЛКСМ». На момент подачи заявления о назначении пенсии 12.10.2010 г., Карасева Г.В. имела необходимый для назначения пенсии стаж педагогической деятельности, однако это не может служить основанием для назначения ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как на момент прекращения действия Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года Карасева Г.В. необходимого для зачета в стаж педагогической деятельности времени работы на комсомольской должности (2\3 от 25 лет) не имела. Не оспаривала, что при условии зачета в стаж Карасевой Г.В. оспариваемых периодов, она будет иметь необходимый для назначения пенсии стаж.
Представитель *** Орлова Е.М. поддержала выступление Бабкиной Л.Ю., дополнила, что период нахождения на курсах повышения квалификации не включен в стаж, как не предусмотренный соответствующими нормативными актами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Карасевой Г.В. подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании на основании пояснений сторон копии трудовой книжки имеющейся в материалах дела и материалах пенсионного дела установлено, что Карасева Г.В. работала в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ г. Пугачева Саратовской области с 03.07.1982 г. по 05.09.1991 г. Непосредственно перед работой в райкоме комсомола с 17.08.1981 и сразу после работы в райкоме комсомола, с 06.09.1991 г., Карасева Г.В. работала учителем в общеобразовательной школе, в настоящее время работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «***» в должности учителя. Из пояснений сторон, оспариваемого решения пенсионного органа на момент подачи Карасевой В.Г. заявления о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, стаж её педагогической деятельности составил 19 лет 11 мес. 2 дня.
Подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Согласно пункта 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449
Согласно указанного Списка не предусмотрена возможность назначения досрочной пенсии по старости лицам осуществлявшим педагогическую деятельность, которые работали в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» как и не было этого предусмотрено ранее действующими Списками утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
Однако суд считает, что период работы Карасевой Г.В. в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» подлежат зачету при исчислении стажа ее педагогической деятельности необходимого для назначения досрочной пенсии по старости.
Отказывая Карасевой Г.В. в зачете указанных периодов *** исходило из того, что должность «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» не указана в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, а также аналогичными списками утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации № 463 от 6.09.1991 г. и № 1067 от 22.09.1999 г.
Кроме того, представители *** указывали, что на дату отмены (на 1 октября 1993 года) Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1347, которым период работы в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» засчитывался в стаж работы для назначения пенсии педагогическим работниками при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа приходятся на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, требуемый стаж 16 лет 8 месяцев на дату отмены, истица не выработала. Поэтому период работы Карасевой Г.В. в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» не подлежит включению в стаж для назначения пенсии.
Суд считает, что при разрешении возникшего спора следует учитывать нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии, действовавшие до введения нового правового регулирования.
В пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" указывается, что «Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».
На основании указанных постановлений Конституционного суда Российской Федерации суд считает, что при рассмотрении спора следует руководствоваться не постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г.
Так в силу положений постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (с последующими изменениями), и утвержденного указанным постановлением «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» действующего до 1 октября 1993 года, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах
Таким образом, законодательством, действующим на период работы истицы в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ», данная работа подлежала включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
При этом, действительно, согласно п.4 Положения, время работы в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» подлежало зачету в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из материалов дела, пояснений представителей ответчика, материалов пенсионного дела Карасевой Г.В., стаж ее педагогической деятельности в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на назначение пенсии, на день подачи заявления о назначении пенсии составил 19 лет 11 мес. 2 дня, что более требуемых 2/3 от 25 лет (16 лет 8 месяцев), поэтому период ее работы, в должности«секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ», подлежит зачету в стаж для назначения пенсии.
Выполняемая истицей в указанный период работа в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» была выборной, о чем свидетельствует протокол № 3 Пленума Пугачевского районной комсомольской организации.
Доводы ответчика о том, что истец должна выработать 2/3 требуемого стажа на 1.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397 суд не принимает во внимания, в силу того, что при таком толковании постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 года N 70, требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
При таких обстоятельствах решение *** по отказу включения периода работы истицы в должности «секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ» в стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку в судебном заседании на основании пояснений сторон, материалов дела, материалов пенсионного дела Карасевой Г.В. установлено, что на день подачи заявления о назначении досрочной пенсии по старости, необходимый для назначения пенсии стаж - 25 лет педагогической деятельности у Карасевой Г.В. имелся, ее требование о возложении на *** обязанности по назначению досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
Иск Карасевой Галины Валентиновны к государственному учреждению «***» о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости, удовлетворить.
Включить в стаж необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы Карасевой Г.В. с 03.07.1981 г. по 05.09.1991 г. в должности секретаря заведующей отделом РК ВЛКСМ.
Обязать государственное учреждение «***» назначить Карасевой Г.В. досрочную пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением о назначении пенсии с 12 октября 2010 г. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Судья