Дело № 2-1054/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2013 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.А.,
при секретаре Рассомахиной О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронцовой М.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Воронцова М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим.
Заявитель является собственником вышеуказанного земельного участка с расположенным на нем жилым домом. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома Воронцова М.В. обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство дома заявителю было отказано в связи с расположением части земельного участка в зоне многофункционально жилой застройки зданиями высокой этажности – Ж1, а другой части – за красной линией. Кроме того, схема размещения построек должна соответствовать установленным нормативам по размещению индивидуальных жилых домов на земельных участках, в частности должны быть соблюдены минимальные отступы от индивидуального жилого дома до границ соседнего участка и построек, расположенных на нем.
Заявитель Воронцовой М.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В порядке части 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
В суде представитель заявителя Шавырина Л.В., действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Казакова Н.В., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, согласно которых требования заявления не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью. Будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. В порядке части 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Заявитель является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
22.11.2012 г. Воронцова М.В. обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
03.12.2012 г. Воронцова М.В. отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Кроме того, заявителю сообщено, что из представленной схемы размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, невозможно сделать вывод о размерах и местоположении планируемого объекта капитального строительства. Схема размещения построек должна соответствовать установленным нормативам по размещению индивидуальных жилых домов на земельных участках, в частности должны быть соблюдены минимальные отступы от индивидуального жилого дома до границ соседнего участка и построек, расположенных на нем.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Воронцовой М.В. оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 03.12.2012 г. С заявлением об оспаривании указанного решения Воронцова М.В. обратилась в суд 21.01.2013 г., то есть в пределах установленного срока.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.
Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.
Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 (ред. от 15.12.2011 г.) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.
Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство.
Рассматривая вопрос о соответствии закону отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 260 Гражданского Кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.
В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта земельного участка, в котором разрешенное использование обозначено как эксплуатация и обслуживание жилого дома.
Отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя и в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Из кадастрового плана земельного участка видно, что он имеет разрешенное использование для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска 27.11.2007 г. №344 определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 вышеназванных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом суд отмечает, что в положениях статьей 2, 18 и 51 Градостроительного Кодекса РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В разделе 2 Градостроительного плана земельного участка по <адрес> в графе "Иные показатели" указано, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного строительства которых несоответствуют градостроительному регламенту могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, что не установлено в ходе рассмотрения настоящего дела.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства нового индивидуального дома по <адрес> по указанным основаниям.
Нахождение части земельного участка в границах красных линий, в планируемых границах территории общего пользования, также не препятствует заявителю осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 вышеприведенной нормы к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Из кадастрового плана не следует, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими, так как пересекают земельный участок заявителя в месте расположения жилого дома и хозяйственных построек, которые возведены предыдущими собственниками домовладения с разрешения компетентного органа, право собственности заявителя на данные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем красные линии, на наличие которых ссылается орган местного самоуправления, в установленном законом порядке не зарегистрированы.
Учитывая то, что земельный участок занят жилым домом и хозяйственными постройками, никогда не являлся местом общего пользования, а также отсутствие государственной регистрации красных линий, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанным основаниям свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований и является незаконным.
Указание в оспариваемом ответе на заявление Воронцовой М.В. о выдаче разрешения на строительства на не соответствие схемы размещения построек установленным нормативам, исходя из текста ответа, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, носит информационный характер. Заявитель пояснила в судебном заседании, что ошибочно указала в схеме размеры земельного участка, а не дома.
В соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Приведенный перечень необходимых документов является исчерпывающим.
В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, ГУАиГ Администрации г. Ижевска, рассмотрев его, приняло решение об отказе в выдаче разрешения на строительства в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана, а именно в связи с расположением части земельного участка в зоне многофункционально жилой застройки зданиями высокой этажности – Ж1, а другой части – за красной линией.
Таким образом, органом местного самоуправления решения было принято в соответствии с требованиями ст. 51 ГрК РФ
Довод заинтересованного лица о невозможности определения размеров и местоположения жилого дома на представленной схеме, судом отклоняется, поскольку указанные основания не явились основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство и не могут являться таковыми в соответствии с требованиями ст. 51 ГрК РФ, которая содержит закрытый перечень оснований для отказа.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление Воронцовой М.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 03.12.2012 г. в выдаче Воронцовой М.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Воронцовой М.В. путем совершения в отношении заявителя действий, предусмотренных ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Верховный Суд УР через районный суд.
Решение изготовлено председательствующим в совещательной комнате.
Председательствующий судья М.А. Иванова