Дело № 2-857/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Емельяново «3» апреля 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Волчек Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романовского Дмитрия Олеговича к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Романовский Д.О. обратился в суд с иском к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении ответа на заявление в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного Емельяновский район, д. Бугачево, смежного с земельным участком с кадастровым номером №, из категорий земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 м2, согласно приложенной схеме расположения участка, в порядке ст. 257 ГПК РФ, ссылаясь на то, что Романовский Д.О. обратился к ответчику с соответствующим заявлением, на которое ответ не был получен. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении по существу его заявления о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
В судебное заседание истец Романовский Д.О. не явился, его представитель Толстихина Ю.М., действующая по доверенности, требования заявления поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным основаниям, пояснив, что до настоящего времени ответ так и не был ими получен.
Представитель ответчика МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» – Песегов С.С., действующий по доверенности от 28.05.2014 г., против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что ответ по испрашиваемому земельному участку заявителю предоставлялся, однако не может представить подтверждающие документы, просит отказать в исковых требованиях.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В порядке главы 25 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24-27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 1 и ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении заявленных требований суд исходит из требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, согласно которых обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.9 Федерального закона 21 апреля 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (действовавшей на момент подачи заявление, и до 01.03.2015 г.) процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов: 1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления; 2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет; 4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, либо бесплатно, либо о передаче его в аренду; 5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Поскольку в рассматриваемой ситуации заявитель выражает несогласие с действиями органа местного самоуправления, просит признать их незаконными, не требуя при этом признания за ним права на обозначенный земельный участок (в настоящее время материально-правовые претензии в отношении надела, с учетом приведенных норм права о последовательности административных процедур, не выдвигаются, сведения о притязаниях на данный объект третьих лиц отсутствуют), суд считает, что Романовским Д.О. был избран допустимый способ зашиты своего права.
Следовательно, у администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление Романовского Д.О. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
На основании ч.7 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей на момент подачи заявления) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории и градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Для целей заключения вывода о возможности, либо невозможности предоставить земельный участок, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Эти же нормы предусмотрены п. 6.14.2 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район» утвержденных Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края №48-276Р от 30.04.2014 года «О внесении изменений в решение Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06.03.2013 года №39-189Р».
Согласно п.3.3 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края», утвержденного решением Емельяновского районного совета депутатов № 39-189Р от 06.03.2013г. специалисты МКУ "УправЗем" всесторонне рассматривают поступившее заявление (первичное заявление о предоставлении земельного участка) с указанием конкретного местоположения земельного участка, указанием площади, указанием вида использования (как не связанных со строительством, так и связанных со строительством) в течение 7 дней.
Согласно п.6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. При этом согласно п. 17.1 "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка или карты (плана) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования.
Из материалов дела следует, что истец Романовский Д.О. 21.04.2014 года (вх.№2714 от 05.05.2014г.) обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: д. Бугачево, смежного с земельным участком с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства.
Ответ на данное заявление заявителем Романовским Д.О. получен не был, в судебном заседании обратное не установлено, доводы стороны ответчика, что ответ заявителю давался, документально не подтвержден, характер ответа не известен.
Соответственно у Администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ (действовавшей на момент подачи заявления) в месячный срок рассмотреть заявление Романовского Д.О. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.
В данном случае орган местного самоуправления фактически отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, без обоснования своего отказа.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории преследует цель определения возможных границ земельного участка, и не предполагает автоматического предоставления земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком не предоставлено сведений об обращении в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в д. Бугачево иному лицу.
Таким образом, на момент подачи Романовским Д.О. заявления от 05.05.2014 г. земельный участок иному лицу предоставлен не был, иное судом не установлено, стороной ответчика не доказано.
Отсутствие проекта планировки и застройки д. Бугачево не является препятствием для выполнения администрацией Емельяновского района обязанности, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку описание границ территории, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» от 3 июня 2011 года № 267, может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений, что позволяет органу местного самоуправления определить красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линий связи, объекты инженерной и трансформаторной инфраструктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границы застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ), приведенных в статьях 42, 43 Градостроительного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» необоснованно не рассмотрело заявление по формированию испрашиваемого земельного участка.
С учетом данных обстоятельств суд не может признать законным и обоснованным позицию администрации Емельяновского района в отношении заявления в предоставлении земельного участка Романовскому Д.О. Отсутствие ответа Администрации Емельяновского района истцу на его заявление от 05.05.2014 г. о предоставлении в аренду земельного участка, нарушает его права и создает препятствия в реализации своих прав на получение земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в не утверждении Романовскому Д.О. схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, не основаны на нормах действовавшего на момент его обращения с заявлением законодательства, чем создают препятствия в реализации его прав.
Поскольку поданное Романовским Д.О. заявление по существу не рассматривались МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», не выяснялся вопрос о наличии совокупности условий, достаточных для предоставления заявителю желаемого земельного участка, суд признает, что МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не выполнена обязанность рассмотреть по существу вопрос об утверждении Романовскому Д.О. схемы расположения земельного участка. В случае невозможности определения возможных границ земельного участка, администрация Емельяновского района не лишена права отказать в предоставлении спорного земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Романовского Дмитрия Олеговича к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным бездействия, – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» по не рассмотрению по существу заявления (от 05.05.2014 г. вх.№2714) о предоставлении в аренду Романовскому Д.О. земельного участка, расположенного Емельяновский район, д. Бугачево, смежного с земельным участком с кадастровым номером №, из категорий земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 м2, согласно приложенной схеме расположения участка.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Лукашёнок Е.А